Черняк В.С. Культурные предпосылки методологии эмпиризма в Средние века и Новое время. - Вопросы философии. 1987. № 7. С. 62-76.

Автор: Черняк Владимир Семенович - кандидат философских наук, Институт истории естествознания и техники АН СССР.

Источник: Черняк В.С. Культурные предпосылки методологии эмпиризма в Средние века и Новое время. - Вопросы философии. 1987. № 7. С. 62-76.

Тематика материала: наука и техника в средние века; научная революция 16-17 вв.; наука и культура.

Реферат: В Новое время важнейшими направлениями анализа природы являются эмпиризм и рационализм. Корни рационализма уходят в античность, в платоновско-пифагорейкую традицию, трансформированную затем средневековой философией. Иначе дело обстоит с эмпиризмом, который в качестве объяснения происхождения и обоснования научного знания не существовал и не мог существовать в античности. Так, даже Аристотель, который не пренебрегал опытом и считал его началом и основой первичных обобщений, полагал, что истинное знание не дается опытом, а является исключительно прерогативой разума. В целом же эксперимент как средство открытия и обоснования истины был чужд грекам. Эксперимент существовал в зародышевых формах и как род практического искусства приравнивался к "низкому" ремесленному труду и выпадал из сферы подлинного знания. Каким же тогда образом, ставит вопрос автор статьи, эмпиризм и связанный с ним индуктивный метод стали в Средние века и особенно в Новое время для большей части философов и ученых символом новой веры и чуть ли не синонимом новой науки? Для этого необходимо было произвести коренную переоценку эпистемологического статуса таких понятий как "чувственный опыт", "чувственная достоверность", "индукция", а также ввести в оборот совершенно новые понятия, связанные с опытом: "эксперимент", "верификация" и "фальсификация" (последние два термина являются изобретением средневековья). Предпосылки столь радикального поворота во взглядах на науку следует искать в культурной эволюции европейского средневековья и Нового времени. В статье рассматривается то, как на протяжении Средних веков, Ренессанса и Нового времени менялось отношение к понятию "абсолютная истина", являющемуся предпосылкой научного знания и как постепенно менялось отношение к опытному знанию. Автор статьи указывает, что эмпиризм как специфическая идеология, возникшая на определенном этапе развития науки и ее самосознания. Как и всякая идеология, эмпиризм имеет свои социальные, культурно-мировоззренческие и гносеологические истоки. Будучи чуждым античной культуре, эмпиризм представляет собою новый культурный феномен, возникший в Средние века и Новое время в связи с изменением ценностных и мировоззренческих ориентаций. Эмпиризм в качестве философско-мировоззренческой установки возник на почве нового отношения к ручному труду и его техническим продуктам. С другой стороны, важный мировоззренческий сдвиг произошел в связи с новым отношением к природе как второму Писанию, словами которого становятся сами вещи, выражающие чувственно воспринимаемую абсолютную (божественную) истину. Таким образом, в рамках средневековой христианско-теологической концепции произошел синтез идеологически несовместимых в античности понятий - абсолютной истины и чувственного опыта, и вместе с тем преодоление античной оппозиции небесного и земного, естественного (природного) и искусственного. Все это создало необходимые предпосылки специфического для Нового времени отношения к опыту и эксперименту как источнику научной истины и ее высшей судебной инстанции. Начиная с эпохи Просвещения теологические подпорки эмпиризма подобно строительным лесам постепенно исчезают, открывая монументальный фасад так называемого "позитивного знания", которое позитивисты выдают за подлинную науку, не подозревая о том, что за этим скрывается новая метафизика и новые догматы веры в квазинаучную методологию.