Тавризян Г.М. Наука и миф в морфологии культуры О.Шпенглера. - Вопросы философии. 1984. №8. С. 103-116.

Автор: Тавризян Гаяне Михайловна - кандидат философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Тавризян Г.М. Наука и миф в морфологии культуры О.Шпенглера. - Вопросы философии. 1984. №8. С. 103-116.

Тематика материала: социология науки; наука и культура; Биография О.Шпенглера (Spengler).

Реферат: Статья содержит анализ взглядов на роль и место науки в истории европейской культуры, содержащихся в знаменитой книге Освальда Шпенглера (O. Spengler) (1880-1936) "Закат Европы" ( Der Untergang des Abendlandes} (1918-1922). В своей книге Шпенглер развивает идею о том, что единой человеческой культуры нет. Каждая культура образует некий "организм", обладающий сквозным, пронизывающим все сферы деятельности, единством и обособленный от других, подобных ему "организмов". Всего Шпенглер насчитывал 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую ("аполлоновскую"), византийско-арабскую ("магическую"), западноевропейскую ("фаустовскую"), а также культуру майя. Кроме того мыслитель ожидал рождение русско-сибирской культуры. В общей концепции культурных эпох (каждой из них Шпенглер отводил примерно тысячу лет) научное знание предстает как органическая часть культурно-исторического комплекса и слитно с ним проходит все последовательные стадии данной "тысячелетней" культуры. Указав на неразрывную связь данного типа научного знания с особенностями культуры, к которой принадлежит это знание, Шпенглер во многом предвосхитил подходы современной социологии науки. При этом весьма важное место в философии Шпенглера занимало стремление продемонстрировать историко-культурную обусловленность научных концепций, выделить исторический, подвижный элемент картин мира. Формированию таких взглядов на науку во многом содействовала научная революция начала ХХ века. Обладая значительными познаниями в физике, математике, химии, Шпенглер внимательно следил за новейшими открытиями, которые - одно за другим - разрушали классическую картину мира, казавшуюся еще совсем недавно незыблемой. Особую роль в становлении взглядов Шпенглера сыграла теория тепловой смерти Вселенной, получившая в начале ХХ века широкое распространение и использованная философом в качестве модели неизбежного старения и гибели культур. В своей книге Шпенглер настаивал на том, что любая наука содержит в себе бессознательные предпосылки, которые пронизывают данную культуру и во власти которых находится исследователь. В общей морфологии культуры системы научного знания, обладая особым строение и качеством, отнюдь не выделяются чем-либо принципиально. Наука, по Шпенглеру, как всякий миф, всякая религиозная вера, зиждется на внутренней достоверности. Предрассудок - думать, что наука, тяготея к истине, выходит за рамки антропоморфных представлений. Неантропоморфных представлений не существует. Нет знания о природе, естествознания, которое можно назвать общечеловеческим. Каждая культура создает свое собственное естествознание. Поскольку познание исключительно антропоморфно, субъективная "внутренняя" конструкция познания будет просматриваться все отчетливее. Шпенглер считал, что европейская наука, развиваясь, будет постепенно устранять отдельные, созданные человеком картины "природы как таковой", чтобы проникать в сферу человеческого разума. Такую перспективу развития науки можно сравнить с архитектурой любимой Шпенглером готики: особая красота готических соборов в сравнении с более массивными, нерасчлененными и неподвижными романскими строениями заключалась в вынесении архитекторами наружу самой их логической конструкции. Легкий изящный "костяк" собора - вся система контрфорсов, сводов, опорных арок, с их доведенной до минимума массой - был обнажен, масса отступала, бесконечно членилась; инженерная конструкция, идея, логика выступали в обнаженном виде, подчеркивались, выносились на первый план.