Кларин М.В. Философия и ребенок: анализ детского философствования. - Вопросы философии. 1986. № 11. С. 134-139.

Автор: Кларин Михаил Владимирович - кандидат педагогических наук, НИИ общей педагогики АПН ССССР.

Источник: Кларин М.В. Философия и ребенок: анализ детского философствования. - Вопросы философии. 1986. № 11. С. 134-139.

Тематика материала: история медицины; научное творчество; биография Г. Мэттюза (G.B. Matthews).

Реферат: Статья содержит анализ книги Г. Мэттюза "Философия и ребенок" (G.B. Matthews. Philosophy and the Young Child. L., 1980), посвященной исследованию мышления 4-6 летних детей. В основе подхода автора книги лежит идея о том, что открытость детского мышления во многом родственна серьезной философии, представляющей "узаконенную наивность", то есть выступающей как социальный институт, который поощряет постановку вопросов настолько существенных и глубоких, что попытки их разрешить обычно представляются наивными. Философствование нередко начинается с сомнений в самых привычных и обыденных явлениях и подчас приводит не к разрешению, а наоборот, заострению этих сомнений. Другими словами, философия позволяет не столько отвечать на вопросы, сколько ставить вопросы, которые открывают новое и неизвестное, скрытое в привычном окружении повседневной жизни. Именно поэтому вопросы, возникающие у детей служат Мэттюзу отправным моментом для рассмотрения детского философствования. Мэттьюз постоянно подчеркивает активность освоения ребенком окружающего мира, нешаблонность детского мышления, его открытость по отношению к самым, казалось бы, привычным сторонам человеческого бытия. При этом автора книги интересуют прежде всего постановка вопросов, а не ответы на них детей. Но и в тех случаях, когда анализируются ответы, Мэттьюз всегда подчеркивает их относительность, открытость для дальнейшего поиска. Тем самым всю книгу пронизывает пафос уважения к открытости детского мышления, масштабности возникающих перед ребенком вопросов, уважения к личности ребенка, активно пытающегося осмыслить окружающий мир и свое место в мире. Мэттьюз не пытается осуществить традиционный анализ детского мышления, осуществляемый с позиций мышления взрослого человека. Напротив, он исходит из особенностей, присущих детскому мышлению как таковому. Поэтому в книге очень много подробно воспроизведенных разговор с детьми, их игр и т.п. Из рассмотренных в книге примеров можно видеть, что в отличие от здравого смысла философствующий ум стремится не закрывать, а открывать проблему, ставить вопросы, ведущие в область нового, парадоксального, непознанного. Собранный в книге материал показывает, что детское философствование непрерывно сопровождает процесс развития мышления и речи ребенка. При этом сама постановка детьми философских вопросов (например, относящихся к достоверности существования внешнего мира) связана с моментами прояснения ими смысла и значения отдельных понятий, их взаимосвязи и соотношения. Причем, делает вывод автор статьи, элементы философского мышления не являются лишь продуктом чистой "игры сознания", но в целом соответствуют объективным закономерностям процесса познания человеком окружающего мира и своего места в нем, - процесса, в котором человек, начиная с первых шагов в осознании окружающего, стремится одновременно освоить имеющийся гносеологический инструментарий и преодолеть присущие ему моменты односторонности и ограниченности.