Новые формы историко-научных исследований и их перспективы.

Автор: Маркова Людмила Артемьевна - доктор философских наук, Институт философии РАН.

Источник: Маркова Л.А. Новые формы историко-научных исследований и их перспективы. - ВИЕТ. 1987. №2. С.49-61.

Тематика материала: Современная западная социология науки; методология социологических и историко-научных исследований; наука и философия; наука в контексте культуры.

Реферат: Развитие науки неспециалисты нередко представляют себе как некий кумулятивный процесс - постепенное накопление и обобщение учеными различных фактов. Соответственно, задача историка науки видится в том, чтобы как можно точнее установить время и авторов открытий, изобретений, новых теорий и т.п. При этом сам факт приращения знаний рассматривается как объективная, независимая от ученого величина. От последних же зависит лишь скорость движения к объективному знанию, на которую, естественно, может влиять множество обстоятельств: условия жизни и работы ученого, наличие у него тех или иных предрассудков, помощь или помехи со стороны коллег и многое другое. Подобные взгляды на развитие науки и ее историю сформировались в первой половине XIX в., однако после научной революции первой трети нашего столетия, когда была выявлена ограниченность существующих представлений об объективной реальности, историки начали активно разрабатывать более адекватные методики исследований. В статье рассматривается и анализируется одна из таких методик - так называемые “ситуационные исследования" /case studies/, получившие широкое распространение в 70-е гг. Важнейшей особенностью этих исследований был решительный отказ от кумулятивной модели развития науки и, как следствие, от представлений о неделимости, первичности акта познания. Опираясь на обширный материал, собранный предыдущими историками, новые исследователи /Г.М.Коллинз, М.Малкей, Т.Пинч, П.Форман и др./ показали, что каждое открытие является результатом сложного переплетения социо-культурных, институциональных и просто бытовых обстоятельств. Более того, детальный анализ конкретных ситуаций /конференций, диспутов, переписки ученых и т.д./ позволяет увидеть, что развитие науки не детерминировано и из данной точки могло бы пойти какими-то иными путями, следуя которыми ученые, например, могли бы не признать данный факт научным достижением и, в результате, начать реализовывать какие-то иные программы исследований. Тем самым данная ситуация приобретает смысл уникального события, подготовленного, но не предопределенного прошлым, причем характер этой подготовленности во многом зависит от задач и методов исследователя, который может выявить в этом событии столкновение интересов различных научных группировок или возрождение древних философских споров.