Идея множественности миров

Автор: Визгин В. П.

Источник: Идея множественности миров. Очерки истории: Монография.-М.: Наука, 1988.

Тематика материала: история астрономии и космологии; космология и учение о множественности миров в античной и средневековой философии; космология в эпоху Возрождения; космологические идеи Николая Кузанского и Джордано Бруно; проблемы поиска внеземных цивилизаций

Реферат: Идея о том, что, помимо Земли, существует множество иных обитаемых миров, разрабатывалась еще философами Древней Индии, античности и средневековья. Однако только во второй половине XX в., с началом активных космических исследований, эта идея превратилась из чисто умозрительного учения в научно-техническую проблему, решение которой занято немало ученых различных специальностей. В то же время, поскольку ника-ких следов внеземной жизни обнаружить пока не удалось, все более актуальной становится оценка правильности стратегии наших поисков, а это невозможно сделать без детального анализа самой идеи множественности миров, ее многовековой истории и тех радикальных изменений, которые она претерпела в ХV и ХVI вв., благодаря географическим открытиям и разработке новых взглядов на строение Вселенной. В монографии показано, что важнейшей особенностью учения о множественности миров в античной и средневековой философии было то, что под нашим миром понималась не только сама Земля, но и весь окружающий ее Космос, включая Солнце, Луну и другие небесные светила. Под иными же мирами подразумевались гипотетические вселенные, существующие где-то за границами нашего Космоса. При этом иные миры мыслились как подобие земного, т.е. считалось, что в центре мира на-ходится какая-то земная твердь /плоская или шарообразная/, которую окружает небо с нахо-дящимися на нем светилами. Последние могли быть похожи, или непохожи на наши, но сути это не меняло. Каждый иной мир являлся замкнутым, конечным и геоцентрическим космо-сом, местонахождение которого было совершенно не известно. Поэтому, например, Аристотель отказывался строить гипотезы об иных мирах и утверждал, что за границами нашего Космоса нет ничего, даже пространства. Радикальное переосмысление понятия "мир" /и, как следствие, понятия "множественность миров"/ было связано с разработкой учения о беско-нечности нашей Вселенной и отказом от представлений о том, что Земля занимает в ней цен-тральное место. Решающую роль в разработке сыграли Николай Кузанский /1401-1464/, Николай Коперник /1473-1543/ и Джордано Бруно/1548-1600/, труды которых /особенно Бруно/ позволили астрономизировать идею множественности миров, объявив видимые нами звезды не частью нашего мира - замкнутого, геоцентрического Космоса, а иными мирами, находящимися в одном пространстве с Землей в бесконечной, лишенной какого-либо центра Вселенной.