"Земной шовинизм" и звездные миры Джордано Бруно

Автор: Менцин Юлий Львович

Источник: Журнал "Вопросы истории естествознания и техники" /ВИЕТ/, 1994, N I. C. 59-74

Тематика материала: Наука и религия; учение о множественности миров; история космологии; итальянская наука XVI в.; проблемы поиска внеземных цивилизаций /SETI/; наука в контексте культуры

Реферат: Причины, по которым инквизиция осудила итальянского философа Джордано Бруно и его учение о множественности обитаемых миров в бесконечной Вселенной, до сих пор во многом не ясны. С одной стороны, было показано, что популярные ранее представления о систематических преследованиях церковью прогрессивных ученых ошибочны. На самом деле ученые занимали весьма высокое общественное положение и располагали широкой, даже по нынешним меркам, свободой исследований, в частности, в разработке идеи множественности миров, которая активно обсуждалась средневековыми философами. С другой стороны, считает автор статьи, трудно принять точку зрения тех историков, которые, основываясь на сохранившихся и опубликованных лишь в середине XX в. материалах следствия, утверждают, что наука вообще не имела никакого отношения к делу Бруно, который был осужден как антихристианин и враг церкви. Длительный, восьмилетний, ход процесса, участие в нем высших кардиналов и самого Папы Климента VIII, а также стремление следователей склонить Бруно к добровольному отречению от его философских воззрений указывают на то, что инквазиция не считала Бруно обычным еретиком и что его ересь была каким-то образом связана с космологией. На основе анализа материалов следствия, положения католической церкви в конце XVI в. и последующей судьбы учения о множественности миров в статье выдвигается гипотеза о том, что в осуждении Бруно решающую роль сыграли две причины. Во-первых, развивая учение об иных мирах, Бруно не только радикально обновил его, использовав идеи гелиоцентризма и бесконечности Веленной, но и сделал неотъемлемой частью религиозно-философского мировоззрения, которое должно было прийти на смену христианству. По сути, идея множественности миров в бесконечной Вселенной играла для Бруно примерно ту же роль, какую впоследствии играла идея бесконечного прогресса, позволяя философу рассматривать христианство как примитивную религию, несоответствующую эпохе Колумба и Коперника. хотя в Ватикане и были люди, сочувствовавшие идеям Бруно, они, в условиях кризиса церкви, не могли поддержать почти не замаскированное антихристианство. Во-вторых, идею множественности миров нельзя было развивать подобно научным теориям. Поэтому, в отличие от Галилея, Бруно не мог пойти на вынужденное покаяние, чтобы продолжить свою работу в более приемлемой форме. Фактически, Бруно стал заложником собственного учения, что и стало главной причиной его несговорчивости и трагической гибели 17 февраля 1600 г.