Соловьев Э.Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования. (Биографии великих мыслителей в серии "Жизнь замечательных людей"). - Вопросы философии. 1981. №7. С. 115-126; №9. С. 132-145.

Автор: Соловьев Эрих Юрьевич - кандидат философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Соловьев Э.Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования. (Биографии великих мыслителей в серии "Жизнь замечательных людей"). - Вопросы философии. 1981. №7. С. 115-126; №9. С. 132-145.

Тематика материала: социология науки; научное творчество; наука и культура.

Реферат: Анализ жизненного пути выдающихся мыслителей является самостоятельной и незаменимой формой научного исследования, позволяющей раскрыть творческую судьбу людей, обычно скрываемую за созданными ими великими концепциями и идеями. При этом биографические исследования нередко позволяют глубже понять и сами идеи, их связь с социокультурной атмосферой породившей их эпохи. Биография как жанр исторической литературы существует уже в течение 7 веков. Первой биографией в истории обычно считают "Житие Франциска Ассизского", составленное в середине Х111 века францисканцем Бонавентурой. В отличие от жизнеописаний Плутарха и от статичной житийной литературы раннего средневековья это была попытка воспроизвести динамическую историю индивидуального духа, прошедшего через последовательные стадии становления. В то же время, отсутствуют монографические исследования, в которых была прослежена эволюция биографического жанра и поставлен вопрос о методологическом своеобразии работы биографа. Определенным вкладов в решение этой проблемы является данная статья, в которой анализируется полувековой опыт серии "Жизнь замечательных людей" (издательство "Молодая гвардия"), возникшей в 1933 г. Особое внимание в статье уделено анализу книг А.Гулыги "Кант" (М., 1977), А.Штекли "Галилей" (М., 1972), Н.Пирумовой "Бакунин" (М., 1970), Б.Тарасова "Паскаль" (М., 1979) и др. Кроме того, в статье рассмотрен подход к созданию жизнеописаний современных западных исследователей, авторов герменевтических и психоаналитических биографий. В частности, проанализировано исследование о М.Лютере, выполненное известным американским биографом-психоаналитиком Э.Эриксоном (E.Erikson) и трактующее деятельность великого реформатора церкви к контексте пережитого им в юности острого кризиса взаимоотношений с отцом. Пережитая Лютером в юности травма носила, по Эриксону, социогенный характер, она была изоморфна духовным болезням общества и сыграла важную роль в критике папской власти. При анализе книги Гулыги автор статьи отмечает главную трудность, которая преследовала всех, кто писал о Канте. Внешняя жизнь этого философа была практически лишена сколь либо интересных событий, поэтому авторы многих книг о Канте, фактически, подменяли его биографию рассказами о внутрисистемных связях кантовского учения. Соответственно, заслуга Гулыги, книга которого признана лучшим современным биографическим исследованием о Канте, состоит в том, что, привлекая богатый материал рукописей и подготовительных текстов философа, Гулыга исследует драму, а не логику учения, ищет, что именно заставило общительного и галантного человека стать подлинным аскетом, посвятившим всю свою жизнь разрешению метафизических проблем. Аналогичные, преодолевающие расхожие мифы, содержат и другие книги, рассмотренные в статье. Так, на основе анализа книги Штекли показано, что Галилей, в сущности, никакого предательства по отношению к принципам новой науки не совершал. Главным для Галилея было не столько доказательство правоты Коперника, сколько внедрение в общественное сознание нового духа научных исследований, неотъемлемым элементом которых была публичность, разрушающая средневековые традиции узких специалистов и затворников. Галилей добивался права не просто на опыты и наблюдения, но на научно-литературные и научно-публицистические занятия, права на превращение науки в фактор общественного сознания. Именно отстаивание этого права и привело Галилея к конфликту с церковью.