За пределами двухтысячного года: естественнонаучное образование для будущего. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2001. Пер. с англ. Б.В.Булюбаша под редакцией А.Ф.Беленова.

Автор:

Источник: За пределами двухтысячного года: естественнонаучное образование для будущего. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2001. Пер. с англ. Б.В.Булюбаша под редакцией А.Ф.Беленова.

Тематика материала: научно-техническая политика в Англии.

Реферат: Данная книга является переводом отчета о серии семинаров, проходивших с января 1997 по апрель 1998 гг. в Великобритании. Эти семинары организовал и провел Фонд Наффилда (Nuffield Foundation). В работе семинаров принимали участие ведущие специалисты в области научного образования из университетов, школ и органов управления образованием Великобритании. В ходе работы обсуждались цели и задачи британского естественнонаучного образования на рубеже тысячелетий. Актуальность такого обсуждения обусловлена, по мнению авторов отчета, возникновением пропасти между кругом интересов и потребностей молодежи и тем естественнонаучным образованием, которое она получает в школе и которое, по сути, представляет собой начальную форму подготовки будущих ученых. Авторы отчета считают такую форму устаревшей и мало пригодной для современного общества, где, с одной стороны, сравнительно немногие станут сотрудниками научно-исследовательских лабораторий или инженерами, а, с другой стороны, практически все граждане в той или иной степени связаны с наукой и должны обладать достаточными знаниями, чтобы следить за научными дискуссиями и участвовать в обсуждении проблем, порождаемых научным прогрессом. Поэтому свою основную задачу авторы отчета видят в формировании у молодежи устойчивого интереса к естественным наукам, чтобы обеспечить непрерывное и динамичное развитие демократического общества. При этом полноценное участие в жизни демократического общества является главным критерием модернизации образования, которым руководствуются авторы отчета. Так, они предлагают отказаться от представлений о науке как системе ценностно-нейтрального знания и формировать представления о науке как элементе культуры. Для этого, в частности, предлагается уйти от оценки знаний на основе заданий, ориентированных в основном на способность воспроизводить информацию. Интересно отметить, что в отчете ничего не говорится о привычных нашим учителям задачах. По-видимому, они вообще не предусмотрены для тех учеников, которые не собираются становиться учеными. Отсюда замена традиционного изучения физики, химии и биологии рассказами о природе, которые затем нужно воспроизводить. Другой особенностью британского подхода к образованию является ориентация учащихся на умение воспринимать и оценивать информацию, получаемую из СМИ и относящуюся к вопросам медицины, экологии, безопасности предлагаемых проектов и т.п. Учащимся также предлагается самим писать тексты, в которых они могли бы критически оценивать получаемую ими информацию. Значительное место в проекте занимают разделы, посвященные практике использования так называемых "объясняющих историй" - повествований, содержащих подробные ответы на вопросы типа "Как мы заболеваем?", "Каков возраст Земли и как она образовалась?" и т.п. Предполагается, что "объясняющие истории" позволят учащимся упорядочить получаемые знания и заинтересуют их в дальнейшем знакомстве с материалом. Помимо перевода отчета в книге содержатся программы Британского совета "Наука по всему миру" и "Монтаж" (проекты межшкольного общения по электронной почте), статьи Б.В.Булюбаша "Британские научные музеи в Интернете" и "Наука на транспорте", а также две короткие заметки с впечатлениями учащихся Нижегородской педагогической гимназии от посещения виртуальных выставок на сайте Музея истории науке в Оксфорде.