В.И.Вернадский и религия.

Автор: Мочалов Инар Иванович - доктор философских наук, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Мочалов И.И. В.И.Вернадский и религия. - ВИЕТ. 1988. №2. С.36-44.

Тематика материала: История российской науки конца XIX - первой пол. XX вв.; наука и религия; наука и философия; биография В.И.Вернадского.

Реферат: Выдающийся русский ученый и философ Владимир Иванович Вернадский /1863-1945/ неоднократно называл себя человеком глубоко религиозным. В то же время, он категорически отвергал существование каких-либо потусторонних, сверхестественных сил, необходимость церкви и религии и, наконец, само бытие Бога, в котором ученый видел лишь "один из символов нашего разума" - сугубо антропоморфное понятие, возникшее на ранних ступенях развития человечества. По мнению автора статьи, истоки этого, двойственного, отношения Вернадского к религии следует искать в особенностях биографии ученого. Так, детство Вернадского протекало в семье, где отец был деистом, а мать неверующей. Однако родители не навязывали своих взглядов сыну и в семье отношение к религии было во многом индифферентным. С другой стороны, существенное воздействие на Вернадского в детстве оказали общение с няней, сверстниками и чтение Библии, образы которой произвели на мальчика очень сильное впечатление. Обучаясь в гимназии /1876-1881/ Вернадский серьезно увлекся историей религии, однако позже, познакомившись с жизнью провинциальных священников, он охарактеризовал попов как одну из наиболее реакционных сил в России. Тогда же, в конце 80-х гг., Вернадский начинает все более скептически относиться и к самому христианству как религии, сковывающей творческие возможности человека. В свою очередь, критическое отношение к религии вело Вернадского к пренебрежительному отношению к ее формальной, обрядовой стороне. В 90-е гг. - период вызревания научного мировоззрения - отношение Вернадского к религии становится еще более критическим: ученый допускает ее важность в сфере этики, но решительно изгоняет из научных рассуждений. Однако из "Дневника" Вернадского видно, что религия продолжала оставаться для ученого важной проблемой. Религия была неотъемлемой частью эмоционально-психической настроенности ученого и в этом качестве влияла на его творчество, что заставляло Вернадского вновь и вновь задумываться о сущности Бога и своей веры в него или наоборот, сомнений в его существовании. Сам Вернадский писал, что "вне рационализирования" он считает себя глубоко религиозным человеком, но вынужден отвергать религиозные представления из-за их антинаучного характера. Таким образом, отношение Вернадского к религии отличалось неустранимой двойственностью: с одной стороны, он отвергал религию как примитивное мышление, несовместимое с наукой, а с другой, видел в религиозном чувстве /переживании/ некую высшую форму творческой активности.