Ярская В.Н. Развитие понятия времени. - Вопросы философии. 1981. №3. С. 157-160.

Автор: Ярская Валентина Николаевна - кандидат философских наук, Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского.

Источник: Ярская В.Н. Развитие понятия времени. - Вопросы философии. 1981. №3. С. 157-160.

Тематика материала: наука и культура.

Реферат: Представления о времени у человека не являются врожденными, они определяются культурно-исторической эпохой и соответствующим уровнем рефлексии. С самого начала время не отделялось от природных процессов, а различные "образы" времени находили свое обоснование в историческом типе деятельности. Вместе с эволюцией материально-практической деятельности развивались и темпоральные представления. Время оформлялось сознанием в виде круга, колеса, отрезка прямой, бесконечной прямой и т.д. Соединение предшествующих представлений с новым историческим содержанием всякий раз зависело от того, как взаимодействовали элементы прежней культуры с новой. Поэтому, например, понимание времени в античную эпоху не исключало конкретно-чувственных представлений мифологического времени, а линейное время средневековья (движение мира от сотворения к "концу света") соседствовало с циклическим временем земледельца. В свою очередь, современные концепции времени не вытеснили полностью представления о времени классической физики, сохранив их в сфере "здравого смысла" и повседневного опыта. Таким образом восприятие времени современным человеком определяется рядом культурных традиций, некоторые из которых анализируются в данной статье. Поскольку исторически художественное познание предшествует научному, так же как конкретно-чувственные образы являются более ранними по сравнению с логическими абстракциями, в статье в первую очередь анализируются особенности развития художественного времени. В своем культурно-историческом развитии это время приобретает сложную структуру, в основе которой лежит восприятие времени в качестве субъективного восприятия. Такое восприятие позволяло взглянуть на прошлое из настоящего, изменять порядок событий в воспоминаниях и т.п. В статье рассматриваются особенности восприятия времени в литературных произведениях античности, средневековья, Возрождения и нового времени. Отмечено, как под влиянием развития научного понимания времени (прежде всего, благодаря созданию ньютоновской механики, в основе которой лежит концепция абсолютного времени) изменяется и художественное время, которое становится свободнее, "эмансипируется" от автора, приобретает более объективный характер. Дальнейшее освобождение времени происходило в научном сознании, где обобщение, принимающее абстрактный характер, неразрывно связано с научными революциями и развитием представлений об универсальности времени. С другой стороны, отмечается, что проблема времени в последние десятилетия может найти свое решение лишь на пути создания "комплексного образа времени", интегрирующего особенности научных и вненаучных представлений. Отмечается также давно назревшая необходимость специального обсуждения вопроса о роли субъективного времени в развитии научного познания. Жесткая направленность "стрелы" объективного времени на уровне деятельности человека исчезает, позволяя говорить о "разновекторности" времени: мы все глубже познаем мир настоящего, прогнозируем будущее, открываем все более далекое прошлое. При этом в научном познании все чаще используются приемы работы с временем, характерные для художественного сознания. В частности, огромное значение приобретает инверсия времени как специфическая форма отражения объективных закономерностей. Так, инверсия времени в качестве научной абстракции используется при анализе симметрий в современной физике.