Рубцов А.В. О "многозначности" искусства и "однозначности" науки. - Вопросы философии. 1985. №7. С. 107-115.

Автор: Рубцов Александр Вадимович - кандидат философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Рубцов А.В. О "многозначности" искусства и "однозначности" науки. - Вопросы философии. 1985. №7. С. 107-115.

Тематика материала: научное творчество; наука и культура.

Реферат: При сопоставлении науки и искусства одним из наиболее распространенных штампов является противопоставление "однозначности" языка науки "многозначности", неопределенности языка искусства. Автор статьи на ряде примеров поясняет, что такое противопоставление во многих случаях является преувеличенным и даже ошибочным. Так, в искусствоведческих работах нередко приходится говорить не только о "художественной полисемии", но и об удивительной ясности и точности, определенности и даже однозначности языка искусства, художественных характеристик и определений. С другой стороны, даже в точных науках широкое распространение получили всевозможные метафоры, например, "белый шум", "солнечный ветер" и др. В связи с этим основная задача статьи состоит в исследовании параллелей и глубинных связей языков науки и искусства, с тем чтобы подготовиться к диалогу между этими различными формами постижения действительности. При этом автор статьи подчеркивает, что именно многозначность научных понятий является одной из важнейших предпосылок формирования принципиально новых представлений и тем самым научного творчества. Подобно тому, как при движении сквозь слои произведения происходит непрерывная перестройка смысла, в периоды научных революций радикально меняется смысл основных понятий науки и даже целых теоретических систем. При этом, как и в искусстве, в ходе трансформации старые смыслы не отбрасываются, а сохраняются, включаясь в более общие концепции в качестве частных, предельных случаев. Благодаря этому, научные понятия непрерывно обогащают свое содержание, обеспечивая преемственность научного познания. Таким образом в истории науки мы обнаруживаем несомненную аналогию с семантикой художественного произведения. В то же время, между наукой и искусством существует важные различия. Искусство уже имеет исходный семантический материал в естественном языке, который оно преобразует в обогащенные, сложные смыслы художественной формы. Наука же создает собственный язык, который все время остается семантически неопределенным. Существовавший ранее идеал однозначности научных понятий был связан с иллюзиями достижения абсолютной истины. Однако, по мере формирования в ХХ веке образа науки, периодически радикально пересматривающей свои исходные представления, отношение к многозначности становится все более лояльным. Не случайно современные ученые все чаще интересуются выразительными возможностями искусства, стремясь выработать адекватные логические средства для работы с качественно изменяющимся знанием. В связи с этим особый интерес вызывают неклассические логики: многозначные, модальные, вероятностные и др.