Пестер А. Математика - естествознание - культура. (Философские заметки о Германе Вейле). - Вопросы философии. 1987. № 10. С. 113-121.

Автор: Пестер Андрис (Pester A.) - доктор философии, Дрезденский технический университет, ГДР.

Источник: Пестер А. Математика - естествознание - культура. (Философские заметки о Германе Вейле). - Вопросы философии. 1987. № 10. С. 113-121.

Тематика материала: история математики и физики в 20 в.; история математики и физики в Германии в 20 в.; наука и культура; биография Г. Вейля (Weyl H.).

Реферат: Жизнь и творчество Германа Вейля (H. Weyl) неразрывно связаны с бурным развитие математики и теоретической физики в первой половине 20 в. Его влияние на современников и последующие поколения ученых выразилось прежде всего в сформулированных им проблемах, выявленных связях различных областей математики и физики, в его проницательных замечаниях о тенденциях развития математики и естественных наук, а также связях этого с развития с культурой. Г. Вейль родился 9 ноября 1885 г. в Эльмсхорне (под Гамбургом) в семье банковского служащего. Математику он начал изучать под руководством Д. Гильберта в Геттингенском университете по рекомендации директора своей школы, двоюродного брата Гильберта. В университете Вейль прослушал ряд курсов у Гильберта и Клейна. В 1908 г. Вейль получил ученую степень доктора философии, в 1910 г. стал приват-доцентом, а в 1913 г. получил профессуру в Цюрихском политехникуме. В 1930 г. он занял кафедру Гильберта в Геттингене, но после прихода к власти в Германии нацистов эмигрировал в США, где стал работать в Принстоне, в Институте высших исследований (Institute for Advanced Studies). После окончания второй мировой войны Вейль возобновил прерванные во время войны с европейскими учеными, прежде всего с цюрихскими. В 1951 г. он вышел в отставку в Принстоне и вскоре переехал в Цюрих, где умер 9 декабря 1955 г. В данной статье рассматриваются такие стороны научного творчества Вейля, как исследования "на стыке" математики и физики (прежде всего, труды по теории поля и статьи о единстве и специфике естествознания и математике), а также философские статьи о природе математического знания и проблемах его обоснования. Вопросами обоснования математических теорий и специфической природы математического знания Вейль начал заниматься уже в первый геттингенский период своей жизни. Под впечатлением открытия логических и семантических антиномий в наивной теории множеств и успехов в применении аксиоматического метода для обоснования геометрии, достигнутых его учителем Гильбертом, он попытался в своем докладе по случаю вступления в должность доцента в 1910 г. установить общие правила для определения основных математических понятий. При этом он перенес центр тяжести с проблематики дедуктивной выводимости (доказуемости) математических предложений в аксиоматических теориях на проблему определения используемых понятий в таких теориях. Особое внимание в статье уделено анализу размышлений Вейля о "науке как символической конструкции человека". В своих размышлениях Вейль полагал, что математика играет центральную роль в построении духовного мира и отмечал сходство математики с мифом, языком, музыкой, как древнейшими видами творческой деятельности человека, в которых, по мнению ученого, проявляется их глубочайшая человечность, духовная организующая воля и стремление к мировой гармонии. Необходимая связь математики, естествознания и культуры выражается прежде всего в свободном конструировании символов в теоретическом естествознании. При этом Вейль исходил из того, что культура должна служить человеку средством для постижения его самого как творческого начала, как особого существа, открытого по отношению к бесконечности.