Смирнов И.Н. Философские измерения биоэтики. - Вопросы философии. 1987. № 12. С. 83-97.

Автор: Смирнов Игорь Николаевич - доктор философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Смирнов И.Н. Философские измерения биоэтики. - Вопросы философии. 1987. № 12. С. 83-97.

Тематика материала: история биологии и медицины в 20 в.; наука и культура; наука и идеология.

Реферат: Понятие биоэтики было введено в обращение в конце 1960-х гг. и быстро получило широкое распространение. В то же время содержание этого понятия по-прежнему вызывает споры. Чем является биоэтика - новой научной дисциплиной, сложным комплексом проблем, вызванных к жизни взаимодействием наук, или новой формой моральной философии? Безусловно, у понятия биоэтики существует много измерений и данная статья посвящена анализу философских, общечеловеческих, а не чисто биологических или медицинских аспектов этого понятия. Одна из основных причин возникновения биоэтики связана с развитием биологии, ее воздействием на медицину и комплекс наук, изучающих человека. Тем не менее констатация этого факта мало что объясняет сама по себе. Внимательное изучение круга вопросов, охватываемых понятием биоэтики, указывает на необходимость выработки системы нравственного регулирования научной деятельности биологов, медиков, представителей других наук, так или иначе вторгающихся в основы человеческой природы. На первый взгляд, расшифровка понятия биоэтики достаточно проста и означает совокупность этических проблем биологии. Но все было бы так, если бы эти проблемы касались только биологии - науки о жизни. Между тем круг явлений, объединяемых биоэтикой, охватывает сложнейшие разделы не только биологических наук, но медицины и права, т.к. они имеют отношение к человеческой жизни как нынешних поколений, так и тех людей, которые должны будут жить по рецептам, узаконенным сегодня. В статье анализируется ряд ситуаций, в которых современное общество сталкивается с проблемами биоэтики. В большинстве случаев они связаны с трансплантацией органов, искусственным деторождением, созданием банка эмбрионов и т.д. При этом отмечается, что не ясно, кто возьмет на себя ответственность за принимаемые решения, когда за ними стоит судьба человека, тем более человека, которого еще нет. Не понятно, кто может вынести приговор - какие гены "плохие", а какие - "хорошие"? По каким критериям осуществлять генетическое вмешательство, на какие идеалы ориентироваться? К сожалению, констатирует автор статьи, человечество не готово к решению задач подобно рода. Соответственно, пока трудно говорить о биоэтике как научной дисциплине, располагающей надежной теоретической основой. В то же время, ясно, что развитие таких наук, как молекулярная биология, и их проникновение в медицину, побуждает к пересмотру и переоценке культурных и экономических ценностей, присущих нашей теперешней жизни. Проблемы биоэтики содержат богатейший материал для философии, т.к. в них с особой силой проявляются такие традиционные вопросы, как сущность души, нравственного начала и т.п. Дальнейшее продвижение по пути познания и смопознания человека - процесс неизбежный, сопряженный с невиданной ранее ответственностью. Поэтому на первый план сегодня выходят вопросы, связанные с широкой информацией общества о ходе исследований и характере практических действий относительно здоровья человека, а также касающихся выработки моральных рекомендаций и юридических норм.