Долгов К.М. Философия культуры и эстетика Леонардо да Винчи. - Вопросы философии. 1981. №1. С. 131-141; №2. С. 144-153.

Автор: Долгов Константин Михайлович - доктор философских наук.

Источник: Долгов К.М. Философия культуры и эстетика Леонардо да Винчи. - Вопросы философии. 1981. №1. С. 131-141; №2. С. 144-153.

Тематика материала: научная революция 16-17 вв.; наука и культура; научное творчество; история науки в Италии в 15-16 вв.; биография Леонардо да Винчи.

Реферат: Во многих работах, посвященных анализу творчества гениального итальянского художника, скульптора, инженера, философа Леонардо да Винчи (1452-1519), нередко утверждается, что у Леонардо не было никаких философских, эстетических и художественных систем и что в теоретическом отношении он, в сущности, был дилетантом. Безусловно, в трудах Леонардо бесполезно искать теоретические системы, подобные системам мыслителей античности, средневековья или Нового времени. Собственно, в эпоху Ренессанса такие системы были не в чести и Леонардо отдавал предпочтение скорее конкретным методам исследования, чем созданию философских концепций. В то же время, внимательный анализ творческого наследия Леонардо показывает, что философия была как бы вплетена в его научные и художественные исследования и что именно наличие такой философской основы сделало возможным многочисленные достижения итальянского гения. В статье показано, что в центре научных и художественных исследований Леонардо был человек, рассматриваемый как единство материального, социального и духовного, небесного и земного, и что именно непрерывно развиваемое понимание человека как центра мироздания составляло суть философии Леонардо. Это понимание человека также лежало в основе его инженерных изысканий (техника должна соединить человека с природой и обществом, многократно умножая его индивидуальные силы) и экспериментов в искусстве, характер и функции которого Леонардо радикально изменяет. Для Леонардо искусство - это прежде всего исследование всего существующего, позволяющее человеку вступать в прямой контакт с природой, с людьми, со всем миром. Искусство, как и наука, опирается на опыт и эксперимент и в определенной степени формой познания действительности. При этом Леонардо полагал, что прямой контакт искусства с природой и человеком позволит уберечь искусство от какой бы то ни было стилизации, приводящей его в конечном счете к вырождению (как это произошло с искусством античности). Не удивительно, что искусство Леонардо не имело себе равных по насыщенности историей, действием и жизненностью. Особое место в искусстве Леонардо занимала живопись, которую он рассматривал как одну из главных наук, включающую в себя такие научные дисциплины, как математика, анатомия, биология и др. В статье подчеркивается, что Леонардо велик не только своими гениальными исследованиями в различных областях науки и техники и творениями в искусстве, но и тем, что впервые в истории человечества выработал принципиально новую концепцию гуманизма, которая радикально отличалась от всех концепций гуманизма прошлого. Эта новизна заключалась прежде всего в том, Леонардо исходил из реальной жизни, из реального человека (общества, истории) и обосновывал свой гуманизм не благими пожеланиями, а осуществляемыми на основе науки, техники и искусства реальными взаимоотношениями человека с природой, обществом и другими людьми. Впервые в истории основные параметры нового человека стали также параметрами нового общества, новой культуры и цивилизации, и наоборот, новые наука, техника и искусство становятся параметрами нового человека и нового общества. Таким образом Леонардо дал не просто новую психологическую интерпретацию человеческих характеров, а попытался как бы заново построить духовную структуру человека, насыщенную бесконечным разнообразием природных форм. В результате небесное становится достоянием земного, а земное возносится на небо. Человек же при этом приобретает (ил возвращает себе) собственно человеческие качества.