Кузнецова Н.И. Российская академия наук на службе Отечеству. - Науковедение. 1999. №3. С. 63-76.

Автор: Кузнецова Наталья Ивановна - доктор философских наук, Заместитель главного редактора журнала "Вопросы истории естествознания и техники" РАН.

Источник: Кузнецова Н.И. Российская академия наук на службе Отечеству. - Науковедение. 1999. №3. С. 63-76.

Тематика материала: научно-техническая политика в России и в СССР; история Российской академии наук.

Реферат: "" января 1724 г. правительствующий Сенат Российской империи одобрил представленный Лаврентием Блюментростом "Проект положения об учреждении Академии наук и художеств". Этот документ был подготовлен при непосредственном участии Петра I. 8 февраля Указ о создании Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге был обнародован, Именно этот день считается теперь датой основания Академии наук в России. Создание Академии наук, несомненно, было одной из любимейших идей Петра I, который рассматривал науку как важнейшее средство обновления страны. В принципе, Академия наук с этой задачей справилась и в статье подробно рассмотрена роль этого учреждения в развитии науки, образования, культуры и экономики России. Оценивая петровский проект создания Академии наук в стране, где не было достаточного количества людей, обученных элементарной грамоте и арифметике, не было развитого книгопечатания, необходимо, во-первых , отметить необычайную смелость принятого решения (даже сподвижники Петра I относились к затее императора скептически), а, во-вторых, попытаться понять, почему этот проект оказался успешным. Одной из важнейших причин успеха явилось то, что проекту с самого начала был придан совершенно конкретный характер. Создатели Академии не стали пытаться собрать "природных русских", чтобы создать из них ученое сословие. Вместо этого на академическую службу, в соответствии с еще допетровскими традициями, были приглашены иностранцы. Таким образом в стартовый период наука была в Россию привезена, что отнюдь не то же самое, что пытаться создать собственную науку. Далее, можно считать большим благом (именно для старта!), что в Петербург прибыли молодые (средний возраст петербургских академиков - 24 года, большинство - холосты) и честолюбивые ученые, мечтавшие о новых открытиях и способных игнорировать непривычный уклад жизни. При этом Россия привлекала европейских ученых возможностью новых географических, этнографических и естественнонаучных открытий. Здесь также можно было стать историком государства, наблюдать становление политической и социальной жизни, наконец, в России не было той конкуренции в ученом мире, благодаря чему молодые специалисты могли рассчитывать на быструю карьеру. Важным фактором успешной адаптации Академии к российским условиям стало и то, что обучение "природных русских" было максимально приближено к практике научных исследований (например, обучение в ходе научных экспедиций, в качестве ассистентов и т.п.). Именно поэтому россияне смогли выйти на уровень высокого научного профессионализма и принять эстафету у своих иноземных учителей. При этом для Российской академии наук оказалось также характерным сочетание высокого уровня фундаментальных исследований с решением актуальных практических задач, поставленных развитием российского общества и насущными требованиями государственного строительства. В результате Академия развивалась, принимая ответственность за решение все новых фундаментальных и прикладных задач - в том числе по созданию нетрадиционных организационных форм самой научной деятельности. В этом плане интересен опыт работы созданной в 1915 г. академической Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), которая подняла исследование и освоение природных ресурсов России на новый уровень, придала им новый масштаб и сделала их более действенными в плане обеспечения народного хозяйства стратегическим сырьем, создания новых промышленных технологий, начала целенаправленную работу по созданию сети академических и отраслевых научно-исследовательских институтов.