Смит Р. Разнообразие историко-научных исследований в Великобритании. – ВИЕТ. 2000. №2. С. 51-72.

Автор: Смит Роджер – доктор философии, почетный профессор университета Ланкастера, Великобритания.

Источник: Смит Р. Разнообразие историко-научных исследований в Великобритании. – ВИЕТ. 2000. №2. С. 51-72.

Тематика материала: : научно-техническая политика в Англии; наука и культура; социология науки.

Реферат: Автором статьи является английский историк науки, который более 25 лет преподавал на историческом факультете университета Ланкастера, где читал курсы основ истории науки, истории европейской мысли, дарвинизма и человеческой эволюции, истории психологии. В настоящее время автор статьи живет в Москве и активно сотрудничает с российскими историками науки, знакомя их, в частности, с особенностями организации историко-научных исследований в Великобритании. Важнейшей особенностью английской истории науки является ее децентрализация и пестрота, проявляющаяся в наличии множества родственных, но независимых проектов и программ с различной институциональной поддержкой. Если в США сложилось единое профессиональное сообщество историков науки со стабильной схемой карьеры, то в Великобритании история науки продолжает существовать в виде различных местных, небольших по масштабам образований. Также несистематичны и разрознены контакты английской истории науки с континентальной Европой, хотя они постепенно расширяются, способствуя лучшему ее включению в международный контекст. В статье анализируется эволюция английской истории науки, начиная с 1960-х гг. и до наших дней. Именно в 60-е гг. началось выделение истории науки в самостоятельную область исследований, что делает весьма актуальным вопрос о том, кто является аудиторией историков. Если ранее это были ученые-естественники, то сейчас вопрос об аудитории не столь однозначен. Так, профессионализация истории науки ведет к тому, что «потребителями» ее продукции нередко являются только сами историки. При этом между историками и естественниками нередко возникают довольно острые споры о закономерностях развития науки, ее месте в обществе, роли социо-культурных факторов, трактовке тех или иных открытий и т.п., особенно, если работы историков науки попадают на рецензию, а это обычная практика, к физикам, химикам, биологам, даже не подозревающим о профессиональной специфике историко-научных исследований. Отдельно в статье рассмотрен вопрос о смене интеллектуальных интересов историков науки в 60-70-е гг., включая возникновение Эдинбургской группы, объединившей ученых из университетов Эдинбурга, Бата, Ланкастера и др. и рассматривавших науку не как расшифровку сведений об объективной реальности, записанных в Книге Природы, а форму социальной деятельности, ничем принципиально не отличающейся, например, от искусства. В 80-е гг. в исторических исследованиях произошел важный сдвиг: многие историки начали рассматривать свой предмет не только как «материальную» реальность прошлого, но и как то, что люди чувствовали, во что верили, что считали истинным. Это сблизило историю с интерпретативными (герменевтическими) социальными науками – некоторыми направлениями философии, культурологии, литературоведения, психологии масс и т.п. В то же время в самостоятельную область выделились так называемые «микросоциологические» исследования повседневной жизни научных лабораторий. Весьма популярными также становятся исследования процессов восприятия научного знания обществом. В статье рассмотрены некоторые проблемы финансирования историко-научных исследований и работы Британского общества по истории науки.