Порус В.Н. Рыцарь Ratio. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 127-134.

Автор: Порус Владимир Натанович - кандидат философских наук, Институт философии РАН.

Источник: Порус В.Н. Рыцарь Ratio. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 127-134.

Тематика материала: научное творчество; история математики; биография И.Лакатоса (I.Lakatos).

Реферат: Имя Имре Лакатоса (Imre Lakatos) стало широко известно в 1960-70-е гг. И.Лакатос (1922-1974) - один из самых ярких философов-науковедов послевоенного периода. Он разработал оригинальную методологическую концепцию исследовательских программ, не утратившую своего значения до настоящего времени. И.Лакатос родился в 1922 г. в Венгрии, его настоящая фамилия Липшиц. Во время Второй мировой войны участвовал в антифашистском сопротивлении. Часть его семьи погибла в Освенциме. При нацистах Имре сменил фамилию Липшиц на распространенную фамилию Мольнар (по-мадьярски - Мельник). Затем, уже при коммунистах, Имре еще раз сменил свою фамилию на Лакатош (Столяр) и именно с ней вошел в историю современной философии. (В отечественной научной литературе обычно используется "инглизированный" вариант фамилии Имре - Лакатос.) В 1947 г. Лакатос занимал видный пост в Министерстве образования Венгрии, но вскоре был обвинен в "ревизионизме", арестован и более трех лет провел в лагере. В 1956 г. ему удалось избежать повторного ареста и эмигрировать. Из Австрии он перебрался в Англию, преподавал в Кембридже, а с 1960 г. - в Лондонской школе экономики, кафедра философии которой стала европейским центром "критического рационализма" во главе с К.Поппером (K.Popper). Широкую известность в философских кругах Лакатосу принесла его докторская диссертация "Очерки по логике математического открытия", ставшая затем основой книги "Доказательства и опровержения" (русский перевод - в 1967 г.). В этой книге Лакатос обосновывает исключительно важный для философии тезис о том, что развитие математического знания, вопреки широко распространенным предрассудкам, является не простым накоплением вечных и несомненных истин, а драматическим процессом открытий и опровержений, и в это смысле принципиально не отличается от развития знаний в других науках. Основной тезис книги был направлен прежде всего против формалистической, логицистской трактовки развития математики. В то же время, Лакатос не отказался от поиска рациональных интерпретаций процессов научного познания и свою главную задачу видел в выяснении природы научной рациональности. Так, в своей книге Лакатос, на примере ряда теорем, показал, что процесс математического доказательства неявно включает в себя существенное расширение исходных понятий. Таким образом доказательство является не столько дедуктивным, сколько конструктивным процессом. В статье подробно рассмотрены основы концепции философии науки Лакатоса, в том числе взаимосвязи этой концепции с идеями К.Поппера и ряда других видных философов науки. Автор статьи отмечает, что свою главную задачу Лакатос видел не в отказе от рационалистических установок, к чему склонялись многие историки и философы науки, а в радикальном реформировании "критического рационализма". Результатом усилий по решению этой задачи стала выработанная Лакатосом методологическая концепция научно-исследовательских программ. К концу 1960-х годов концепция была в основном сформулирована и получила наиболее последовательное выражение в книге "Фальсификация и методология научных исследовательских программ" (1970 г.). В своей книге Лакатос представляет развитие науки не как чередование отдельных научных теорий, а как "историю рождения, жизни и гибели исследовательских программ". На ряде примеров из истории науки Лакатос показал, что деятельность ученых может быть интерпретирована то как защита "жесткого ядра" исследовательской программы от разрушительных эффектов эмпирических опровержений с помощью "защитного пояса" вспомогательных теорий и гипотез, то как безоглядное, не взирая на нерешенные проблемы, устремление вперед в целью объяснения как можно более широкого круга явлений.