Порус В.Н. О философских аспектах проблемы "несоизмеримости" научных теорий. - Вопросы философии. 1986. №12. С. 57-70.

Автор: Порус Владимир Натанович - кандидат философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Порус В.Н. О философских аспектах проблемы "несоизмеримости" научных теорий. - Вопросы философии. 1986. №12. С. 57-70.

Тематика материала: научное творчество.

Реферат: Одна из важнейших проблем современного науковедения заключается в выяснении того, существуют ли универсальные и необходимые основания процесса деятельности, равно применимые во все времена? Утвердительный ответ на этот вопрос создал бы условия для построения методологической (эпистемологической) теории, позволяющей оценивать ход и результаты деятельности ученых, причем эти оценки будут справедливы как для прошлых, так и настоящих и даже будущих событий в науке. Все, что в деятельности ученых соответствует данным принципам (критериям, основаниям), будет называться "рациональным", а сама теория, как бы дающая право судить о науке с позиции "разума", будет выступать как "теория научной рациональности". На рубеже 1950-60-х гг. возможность подобной "рационализации" процесса развития науки была поставлена под сомнение. Т.Кун, С.Тулмин, П.Фейерабенд и другие историки и философы науки выступили прежде всего против самой идеи универсальности и неизменности критериев научной рациональности. В этих условиях тезис о "несоизмеримости" научных теория стал стержнем аргументации против "нормативизма" в методологии науки. Предполагалось, что доказательство того, что конкурирующие и сменяющие друг друга научные теории могут быть принципиально "несоизмеримыми" с логической точки зрения (то есть основания теорий базируются на различных логических основаниях), будет свидетельством "дискретности" истории науки и, следовательно, необходимости принципиально иной теории научной рациональности, чем у методологов-нормативистов. Несмотря на свою ключевую роль, тезис о "несоизмеримости" не был однозначно сформулирован ни одним из его сторонников. В связи с этим главной задачей данной статьи является анализ эволюции понятия "несоизмеримости" научных теорий в зарубежной и отечественной философской и методологической литературе. В частности, отмечено, что родоначальником идеи "несоизмеримости" может считаться концепция "радикального конвенционализма" разработанная в середине 30-х гг. польским философом К.Айдукевичем (K.Ajdukiewicz). Согласно этой концепции, научная теория в принципе может быть отождествлена с замкнутой в логико-семантическом отношении языковой системой. Исходные (неопределяемые) понятия такой системы, а также принимаемые правила логического вывода и эмпирической интерпретации научных предложений основаны на конвенциях; прочие термины определяются через исходные; значения терминов зависят от правил употребления данного языка; нарушение этих правил означает, что с выражениями языка связывается какое-то иное значение и, следовательно, осуществляется переход к иному языку. Таким образом предпосылки концепции "несоизмеримости" были заложены еще до войны, но популярной среди науковедов эта концепция стала лишь в 1960-е гг., прежде всего, благодаря книге Т.Куна "Структура научных революций" (1962). Идея "несоизмеримости" позволила намного глубже понять процессы формирования новых научных теорий, в том числе причины наличия (или отсутствия) интереса ученым к тем или иным фактам, которые, как оказалось, могут просто не существовать (как научные) в определенных системах научных представлений и языков. В то же время, идея "несоизмеримости" была подвергнута резкой критике как со стороны "нормативистов", так и со стороны историков науки, отмечавших, что в случае безусловной истинности этой идеи, поступательное развитие науки, основанное на преемственности, было бы просто невозможно. Наконец, главное возражение против идеи "несоизмеримости" сводится к тому, что, если "мир ученого" всецело задается используемым им языком (парадигмой, строем мышления и т.д.), то как тогда вообще можно говорить об объективной реальности? Автор статьи полагает, что положительный ответ на этот вопрос возможен лишь при условии использования диалектической теории познания.