Библер В.С. К философской логике парадокса. - Вопросы философии. 1988. № 1. С. 28-42.

Автор: Библер Владимир Соломонович - кандидат философских наук, умер.

Источник: Библер В.С. К философской логике парадокса. - Вопросы философии. 1988. № 1. С. 28-42.

Тематика материала: наука и культура; научное творчество; наука и техника в древности; научная революция 16-17 вв.

Реферат: Понятие "парадокс" чаще всего означает бессмыслицу, логическое противоречие, рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого предложения (или, что то же, доказывающее как это предложение, так и его отрицание). В силу этого считается, что от парадоксов необходимо избавляться путем пересмотра исходных допущений теории и ее аксиом. В статье разрабатывается идея, согласно которой парадокс может рассматриваться как понятие, которое может быть положено в основу новой философской логики. Предпосылки такой логики автор статьи видит еще в античной философии, в частности, в трудах Аристотеля, впервые указавшего на необходимость (и невозможность) логического обоснования начал логики. Далее в статье рассматривается, как развивался подход к проблеме логического обоснования начал логики в ходе научной революции 16-17 вв., в эпоху создания немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель) и наконец, во время научной революции 20 в. Исходя из рассмотренного материала, схематизм парадокса определяется следующим образом. Обоснование начал логического движения не может осуществляться на основе тех форм логического вывода и доказательства, которые исходят из этих начал, опираются на них. Это был бы порочный круг. Для обоснования (начал) логики необходимо выйти за пределы этой логики. Но выйти за пределы этой логики (чтобы ее логически обосновать) возможно лишь в иную логику, а поскольку логика рассматривается как нечто всеобщее, то - в иное всеобщее. В то же время, выход за пределы логики означает выход за пределы мышления. Т.к. основание мышления может быть только нечто принципиально отличное от него. Таким основанием может быть только бытие, но оно не содержит в себе логики и поэтому не может рассматриваться как логическое основание логики. В статье показано, что выход из данных противоречий может быть найден в рамках так называемого "диалога культур", где каждая культура (античности, средневековья, нового времени и др.) рассматривается как носитель определенной логики. Таким образом роль внелогического бытия, которое может рассматриваться как основание данной логики, по мнению автора статьи, играет иная культура. Так, некоторые проблемы и противоречия античной логики находят свое разрешение (а логика обоснование) в культурах средневековья, нового времени, в современной науке. И обратно. Некоторые проблемы и противоречия современной логики (обычно отождествляемой с логикой науки) находят свое обоснование в логике предшествующих культур. Например, в современной культуре считается, что дальнейшее развитие науки и техники неизбежно ведет к ухудшению экологической ситуации. Между тем в рамках других культур можно обнаружить иные, более гармонические отношения между природой, наукой и техникой.