Социо-культурные проблемы формирования науки в России /ХVIII - середина XIX вв./

Автор: Кузнецова Наталья Ивановна - кандидат философских наук, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Кузнецова Н.И. Социо-культурные проблемы формирования науки в России /ХVIII - середина XIX вв./ - М., УРРС, 1997.

Тематика материала: История науки в России в ХУIII-ХIХ вв.; социология науки; наука в контексте культуры; проблемы формирования научно-технической политики; история Санкт-Петербургской Академии наук; наука и просвещение в России; наука и российская социал-демократия.

Реферат: Послевоенный опыт многочисленных попыток создания научных сообществ западного типа в странах Азии, Латинской Америки и Африки показал, что решению этой задачи препятствуют не только неудовлетворительное состояние экономики, системы образования и средств коммуникаций, но и некоторые особенности национальных культур. Именно поэтому даже в странах с высокоразвитой промышленностью, выделяющих много средств на подготовку ученых /Индия, Южная Корея, Япония/, до сих пор не удалось создать полноценную фундаментальную науку. В связи с этим особый интерес представляет изучение опыта России - первой страны неевропейской культуры, попытавшейся создать у себя европейскую науку. В монографии анализируются причины, по которым формирование науки в России, начавшееся еще во времена Петра I, оказалось столь длительным и трудным процессом, несмотря на то, что в стране постоянно появлялись выдающиеся ученые, работавшие на мировом уровне. Тем не менее, многочисленные успехи российских ученых, включая блестящую эпоху развития советской науки 30-50 гг., оказывались недолговечными, а сама наука так и не стала неотъемлемым фактором национальной культуры. Становление отечественной науки во многом тормозилось слабым развитием промышленности, транспорта, книгопечатания, недостатком библиотек, школ, вузов, наконец, прямым противодействием реакционных кругов. В то же время, наряду с этими, достаточно очевидными причинами, действовали и другие, связанные со спецификой национальной культуры, ее традициями, религией, восприятием окружающего мира и т.д. Именно в силу причин этого рода к научному знанию в России относились либо как к откровению, либо как к обычному товару. Аналогичным было и отношение к ученому, в котором видели либо кудесника, либо просто квалифицированного рабочего. Как правило, даже хорошо образованные люди в России плохо понимали специфику работы ученого, что постоянно вело к навязыванию науке чуждых ей задач. Так, в середине XIX в., когда в результате университетской реформы в России начался быстрый количественный рост научного сообщества, сопровождавшийся специализацией работы ученого, и славянофилы, и западники резко выступили против этой тенденции, считая, что наука должна в первую очередь содействовать решению общественных, а не своих, узкопрофессиональных, задач. Естественно, такая критика /А.И.Герцен и др./ тоже препятствовала развитию науки.