Снегирева Т.Д. Проблема анархизма в современной американской социальной философии. - Вопросы философии. 1980. №10. С. 157-164.

Автор: Снегирева Татьяна Дмитриевна - научный сотрудник, Институт философии АН СССР.

Источник: Снегирева Т.Д. Проблема анархизма в современной американской социальной философии. - Вопросы философии. 1980. №10. С. 157-164.

Тематика материала: наука и культура; наука и идеология; биография Н.Хомского (N.Chomsky).

Реферат: В статье рассмотрены традиции философии анархизма в современной американской культуре. Важная роль в развитии этого направления социальной и политической философии принадлежит интеллектуалам. В частности, активным идеологом и пропагандистом современного анархизма является выдающийся американский лингвист-теоретик Ноам Хомский (N.Chomsky). Н.Хомский воспринимает анархизм как естественное, извечное, идеальное состояние человеческой сущности. Для него анархизм - это не причуда левого интеллектуала, а глубоко обоснованная мировоззренческая позиция, тесно связанная с его лингвистической концепцией. В трудах Хомского нет специальных разработок теории анархизма, однако он не только сочувствует этой политической философии, но и внимательно изучил историю анархизма, его организационные и политические формы, его успехи и провалы. Хомский считал анархизм сущностью еще не оконченного всемирного и грандиозного перехода от старого общества, основанного на принуждении, к новой цивилизации свободных самореализующихся индивидов. Всевозможные формы организационной борьбы против современного репрессивного государства он считал ответвлением магистрального пути от абсолютного зла государства к абсолютному благу индивидуальной свободы. Многие из этих "ответвлений" оказывались в конечном итоге тупиковыми ветвями, порождающими еще более бюрократизированные виды господства человека над человеком. Истинный путь, по мнению Хомского, лежит не через бюрократическую организацию, партию, государство, а непосредственно через индивидуальное человеческое освобождение. При этом такое освобождение должно произойти не в далеком будущем, а в нынешних условиях производства и потребления, обеспечивающих возможность всеобщего удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей человека, а также при условии полного уничтожения власти, элиминации социальных групп и институтов, осуществляющих власть и угнетение. Мировоззренческая установка Хомского обнаруживается и в его известной концепции порождающих грамматик. Анализ этой концепции помогает, с одной стороны, понять особенности и специфику проявлений анархистского мировоззрения в областях, далеких от политики, а с другой стороны, проследить направления философского обоснования анархизма. Сущность концепции порождающих грамматик заключается в постулировании неких универсальных структур, на которых, как на матрицах, произрастают эмпирические человеческие языки. Критики концепции Хомского отмечают атомарность, индивидуалистичность каждой порождающей грамматики, однако сам ученый считает, что если человек на деле аморфно-уступчив, податлив, представляет собой совершенно гибкое создание без каких-либо внутренних структур сознания и внутренних структур сознания и внутренних потребностей культурного и социального характера, то в этом случае он, безусловно, является объектом для формирования государством определенного типа поведения. Лишь признание автономного, "врожденного" ядра индивидуальности гарантирует социальную автономию человека, возможность его социально-политической свободы. В статье также рассмотрены концепции анархизма, содержащиеся в трудах ряда других американских интеллектуалов.