Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры. - Вопросы философии. 1984. С. 86-99.

Автор: Сидоренко Владимир Филиппович - кандидат искусствоведения, Заведующий сектором ВНИИТЭ.

Источник: Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры. - Вопросы философии. 1984. С. 86-99.

Тематика материала: история техники; наука и культура; наука и техника в средние века; научная революция 16-17 вв.

Реферат: Статья посвящена исследованию социально-философского контекста инженерной деятельности и проектирования. Феномен проектной культуры в последние десятилетия все более привлекает внимание исследователей - философов, историков, теоретиков культуры и методологов проектирования. Институционально проектная культура явлена в проектной деятельности, представляющей сегодня сложную организованную систему взаимодействия различных специалистов (конструкторов, технологов, художников, экономистов, социологов, философов, психологов, математиков и др.), функционально связанную с системами управления, планирования и производства и, в свою очередь, являющуюся особого рода производством проектной документации, на языке которой предвосхищается желаемый и предназначенный к осуществлению образ будущего объекта - вещи, предметной среды, системы деятельности, образа жизни. В то же время, проектная культура не сводится только к институциональной проектной деятельности. Проектирование - это определяющая стилевая черта современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры практически во всех основных ее аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Духом проектирования ныне пронизаны наука, искусство и психология человека в его отношении к миру, к социальной и предметной среде. Главной задачей статьи является выявление истоков проектной культуры, в частности, определение того рубежа, который обозначил необратимый поворот от канона к проекту, стремительно вобравшему в себя всю деятельность человека. По мнению автора, этим рубежом была эпоха Возрождения. Безусловно, проектирование как функция культуры было присуще и Средневековью (как, впрочем, и другим культурам), однако в целом средневековая культура по своему типу оставалась канонической. В то же время, средневековый культурный канон являлся вознесенным над Землей идеальным космическим проектом, который воплощал совокупный исторический опыт и рассматривался как источник порядка на Земле. В средние века канон стал осознанной доминантой культуры, что и предопределило возможность отказа от него и создание культуры принципиально нового типа. В статье рассматриваются особенности отношения к канону в Средние века, предопределившие формирование новой парадигмы человеческой деятельности. При этом автором статьи отмечается, что резкого перехода от канонической культуры к проектной не было. По сути, этот переход завершается лишь в конце 19 - начале 20 в. Также отмечается, что решающую роль в переходе от культуры канона к культуре проектирования сыграло искусство Возрождения, сформировавшее представления о человеке-титане, способном не только следовать принятым в незапамятные времена образцам, но и, уподобляясь Богу, сознательно творить новые миры.