Рьюз М., Уилсон Э.О. Дарвинизм и этика. - Вопросы философии. 1987. № 1. С. 94-108.

Автор: Рьюз (Ruse) Майкл - профессор Гельфского университета, г. Онтарио, Канада; Уилсон (Wilson) Эдуард О. - профессор Гарвардского университета, г. Кембридж, Массачусетс, США.

Источник: Рьюз М., Уилсон Э.О. Дарвинизм и этика. - Вопросы философии. 1987. № 1. С. 94-108.

Тематика материала: история биологии и медицины; социология науки; биография Ч. Дарвина.

Реферат: В основе статьи лежит идея о том, что дарвиновская теория эволюции, основанная на понятии "естественный отбор", особенно в современных трактовках этой теории, распространяемых в рамках социобиологии и на человека, дает нам ключ для выявления статуса и природы морального мышления и поведения. Другими словами, теория Дарвина может стать основой для эволюционной интерпретации этики. В принципе, представления о том, что наша биологическая природа играет важную роль в нашем социальном и даже нравственном мышлении и поведении, возникли очень давно. Поэтому не удивительно, что во второй половине 19-го века возникло стремление использовать теорию эволюции Дарвина для обоснования ряда социальных доктрин, оправдывающих ведение борьбы за существование любыми средствами. Между тем, анализ трудов Дарвина позволяет обнаружить принципиально иные возможности использования теории эволюции. Так, хотя в теории Дарвина главной причиной эволюции естественный отбор, выражающий в борьбе за существование и воспроизводство, из этого вовсе не следует, что все организмы без исключения должны немедленно после своего появления вступить в схватку с себе подобными. Сам Дарвин признавал, что часто наиболее эффективным является кооперирование и помощь себе подобным. Такую помощь и содействие, оказываемые одним организмом другому, биологи называют альтруизмом и именно в ходе исследований этого явления возникла такая дисциплина, как социобиология. При этом, подчеркивают авторы статьи, мало соглашаться с Дарвином в том, что естественный отбор способен порождать альтруистические отношения между организмами. Необходимо создать еще эффективные модели того, как именно альтруизм может развиваться в действительности. Одним из главных достижений социобиологии стало создание таких моделей. К первой из них относится так называемый родственный отбор (kin selection). Дело в том, что в ходе эволюции реальное значение имеет не индивидуальное выживание, а успешная передача генов. Для индивида может оказаться более выгодным содействовать воспроизводству родственных индивидов даже ценой собственной жизни. Такая модель поведения и была названа родственным отбором. Другим механизмом, порождающим альтруизм, является "взаимный альтруизм", предполагающий, что, помогая другим, я и сам могу рассчитывать на помощь с их стороны. Коренное отличие взаимного альтруизма от родственного отбора заключается в том, что взаимный альтруизм позволяет оказывать помощь не-родственникам. В свою очередь, при оказании помощи ожидается прямая отдача данному индивиду. В случае же родственного отбора альтруизм вознаграждается воспроизводством родственников. Завершая свою статью, авторы пишут, что создание более совершенного в моральном отношении мира напрямую связано с изучением людьми своей биологической природы, ее принципиальных ограничений и потенциальных возможностей.