Блинова О.В. Алхимия и ее символика в творчестве Иеронима Босха. - Науковедение. 2000. №1. С. 82-127.

Автор: Блинова Ольга Владимировна - кандидат химических наук, Российский научный центр "Прикладная химия", Г. Санкт-Петербург.

Источник: Блинова О.В. Алхимия и ее символика в творчестве Иеронима Босха. - Науковедение. 2000. №1. С. 82-127.

Тематика материала: наука и техника в средние века; история химии; наука и культура; биография Иеронима Босха.

Реферат: Статья явлется аналитическим обзором книги выдающегося французского искусствоведа Жака Шайи "Иероним Босх и его символы", вышедшей в 1978 г. в Брюсселе. (Chailley J. Jerome Bosch et ses symboles. Essai de decriptage. // Academie Royale de Belgique. Memoires de la classe des Beaux-Arts Collections in-4-2 serie. V.XV. Bruxelles, 1978.) Эта книга была встречена искусствоведами с большим интересом. В статье же предпринята попытка проанализировать ее с позиций истории науки Средних веков и Возрождения. Особую роль при этом играет анализ истории алхимии, т.к. Босх в монографии Шайи выступает как пристрастный свидетель одного из этапов развития алхимического искусства. Более того, по мнению Шайи, важный смысловой слой произведений Босха может быть понят только при внимательном изучении алхимической символики его картин. И.Босх (1450-1516) был высоко ценим своими современниками в 15-16 вв., однако позже его творчество внимания не привлекало и "ключи" к пониманию смысла картин Босха были утеряны. Начало серьезному изучению творчества Босха было положено в конце 19-го в., а в 20 в. количество публикаций, посвященных художнику, исчислялось сотнями. Исследователи творчества Босха в целом согласны в том, что художник говорит символами, причем символами многозначными, смысл которых радикально меняется в зависимости от того, какой язык приписывается автору. Так, изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматичный темперамент и т.д. Некоторые из предложенных исследователями трактовок были связаны с алхимией. Впервые алхимическое объяснение символики Босха предложил в 1946 г. Комбе (Combe J.). Тем не менее Шайи считал, что Босх, будучи весьма сведущим в алхимическом искусстве, являлся его непримиримым врагом, считая ересью и даже кощунством интерпретацию эпизодов Евангелия в духе их соответствий этапам Великого алхимического деяния, т.е. этапам получения философского камня. В статье подробно рассмотрена история алхимии в Средние века и в эпоху Возрождения, а также отношение к алхимии светских и церковных властей, гуманистов и естествоиспытателей. Вторая часть статьи посвящена анализу алхимических символов в творчестве Босха и интерпретации этих символов в книге Шайи. Важно подчеркнуть, что во времена, когда жил Босх, алхимия не рассматривалась церковью как ересь, более того, многие высокопоставленные иерархи поощряли занятия этим искусством, надеясь разбогатеть, благодаря открытию философского камня. Такое отношение к алхимии вызывало возмущение у Босха. Будучи последовательным христианином, Босх считал такое отношение к алхимии святотатством, что нашло отражение в сюжетах ряда его картин, содержащих сатиру и на алхимию, и на массовое увлечение ею.