Коллективная монография "Современная западная социология науки. Критический анализ"

Автор: -

Источник: Современная западная социология науки. Критический анализ: Коллективная монография.- М.: Наука, 1988.

Тематика материала: социология и история науки; история социологии науки в XX в.; социология науки в США и Великобритании; социология научного знания; библиометрический анализ науки; этнографические методы исследования науки.

Реферат: Современная западная, прежде всего англо-американская, социология науки - это дисциплина, изучающая различные аспекты научной деятельности как сугубо социальные процессы. В настоящее время социология науки является быстро развивающейся областью науковедения, основные направления и методы исследований в которой рассмотрены в данной монографии. Существенное внимание в монографии также уделено истории социологии науки и анализу особенностей современного этапа ее развития, начавшегося в 60-е гг. и связанного с переходом от изучения институциональных структур сообщества ученых к исследованию социальной природы производимого ими знания. В монографии показано, что на этот переход повлияли, с одной стороны, антисциентистские настроения 60-х гг. /страх перед наукой и разочарование в ее способности разрешать общественные проблемы/, а с другой, - формирование представлений о том, что по своей структуре наука как система получения, хранения и распространения знаний ничем не отличается от религии, мифа и даже идеологии. При этом решающую роль в становлении социологии научного знания сыграл выход в 1962 г. книги Т. Куна "Структура научных революций", в которой было показано, что в познании реальности ученые постоянно опираются на особые /чаще всего неявные/ соглашения-парадигмы о том, какие исследовательские задачи имеют смысл и какие методы допустимы при их решении. В свою очередь, анализируя /по материалам семинаров, переписке, лабораторным дневникам и т.д./ процессы формирования парадигм, можно было попытаться выявить связь позиций участников дискуссий с воздействием на ученых тех, или иных культурных, политических и экономических факторов и тем самым раскрыть социальную природу получаемого знания. Такого рода исследовательские программы были выдвинуты в 70-е гг. Д. Блуром, Г. Коксом, Г. Коллинсом, М. Малкеем и рядом других социологов. При этом рост интереса к анализу микроструктур науки /отдельных конференций, лабораторий и просто эпизодов из жизни ученых/ активизировал применение количественных методов исследований /в основном библиометрических/, а также привел в 80-е гг. к разработке методов так называемого этнографического изучения науки, предполагающего длительное и ежедневное наблюдение жизни ученых в отдельно взятых лабораториях наподобие того, как этнографы изучают повседневную жизнь, обычаи и верования различных племен.