Комаров М.С. Социобиология и проблема человека. - Вопросы философии. 1985. №4. С. 129-137.

Автор: Комаров Михаил Сергеевич - кандидат философских наук, Ярославский педагогический университет им. К.Д. Ушинского.

Источник: Комаров М.С. Социобиология и проблема человека. - Вопросы философии. 1985. №4. С. 129-137.

Тематика материала: история биологии и медицины в 20 в.; наука и идеология.

Реферат: Статья содержит аналитический обзор зарубежных работ по социобиологии - новой дисциплины, занимающейся изучением биологических основ всех форм поведения животных, а также биологических детерминант поведения человека. Именно претензии социобиологии на раскрытие глубинных основ человеческого бытия вызывает у современных ученых ожесточенные споры, которые находятся в центре внимания автора статьи. Социобиология, возникшая на рубеже 1960-1970-х годов, во многом является продолжением и развитием сравнительной этологии - науки о поведении животных. В 1950-е годы исследования этологов позволили обнаружить в животном мире ряд явлений, прежде считавшихся чисто человеческими: зачатки трудовой деятельности и разделения труда, звуковая коммуникация, элементы "социализации" и научения детенышей, иерархия господства- подчинения и др. В ходе исследований было выяснено, что значительная часть поведенческого репертуара животных подвержена генетическому контролю, биологически запрограммирована. Постепенно в сферу этологических разработок были вовлечены исследования психофизиологических механизмов поведения человека. Возникновение социобиологии человека стало дальнейшим развитием и углублением тех проблем, которые были поставлены в рамках этологии. Создатели этой науки (E.O.Wilson, K.Lorenz, R.Trigg и др.) считают, что она полностью раскрывает биологические корни поведения человека и должна быть безоговорочно принята в качестве основы для синтеза социальных и биологических наук. Более того, наиболее радикально настроенные представители этой концепции утверждают, что социобиология человека позволяет по-новому взглянуть на человеческую историю, демистифицировать социальный мир, раскрыть истинные истоки многих злободневных общественных проблем (таких, как социальное неравенство, преступность, международная напряженность, экологический кризис и др.). Автор статьи пишет, что краеугольным камнем социобиологии является тезис об эволюции социальности, о развитии и совершенствовании под влиянием естественного отбора различных стереотипов поведенияи форм кооперативных действий животных. Основные понятия социобиологии, такие, как "итоговая приспособленность" (inclusive fitness), "родственный отбор", "взаимный альтруизм" и др. были нацелены на объяснение различных феноменов коллективного поведения животных и в первую очередь явлений альтруизма. С точки зрения основного постулата социобиологии индивидуальная приспособляемость животных особей измеряется не только успешным выживанием самой особи, но также и увеличением шансов на выживаемость ее ближайших родственников. Любые образцы социального поведения животных, например, стратегия брачного поведения, альтруизм, родительская опека животных и др., объясняются под углом зрения итоговой приспособленности, способствующей коллективной кооперации действий животных, в первую очередь родственных групп. Многие моциобиологи считают, что подобные принципы объяснения поведения животных могут быть распространены и на понимание эволюции человеческого общества, поскольку они способствуют выяснению биологических основ элементарных, исходных форм социального поведения человека, таких, как семейно-родственные отношения, общение, альтруизм, агрессия, половозрастное разделение труда, социальное неравенство и др. В статье, на материале работ 1970-х гг., анализируются позиции сторонников и противников этой концепции.