Катасонов В.Н. Концепция Койре в современной зарубежной философии. - Вопросы философии. 1985. №8. С. 133-140.

Автор: Катасонов Владимир Николаевич - аспирант, Институт истории естествознания и техники АН СССР.

Источник: Катасонов В.Н. Концепция Койре в современной зарубежной философии. - Вопросы философии. 1985. №8. С. 133-140.

Тематика материала: социология науки, наука и религия; наука и культура; научное творчество; научная революция 16-17 вв.; биография А.Койре (Koyre).

Реферат: Данная статья представляет собой аналитический обзор высказываний и оценок некоторых зарубежных ученых научного наследия выдающегося французского историка и философа науки российского происхождения Александра Владимировича Койре (1892-1964). Широкой научной общественности А.Койре (Koyre) стал известен после выхода в 1939 г. его книги "Галилеевские этюды". В 1950-х и в начале 1960-х гг. Койре опубликовал множество работ, посвященных научной революции 16-17 вв. Прежде всего, это книги "От ограниченного мира к бесконечной вселенной" (1957), "Астрономическая революция" (1961) и др., в которых Койре выступил как последовательный сторонник так называемого "интерналистского направления" в истории науки, т.е. направления, видящего главный источник развития науки в развитии, борьбе и смене идей. При этом Койре считал, что идеи и теории развиваются автономно по отношению к технике и всей сфере материального производства. Согласно Койре, существующая сейчас тесная связь науки и производства является относительно недавним явлением. Ни наука древнего мира, ни наука средних веков, ни даже наука 16-17 вв. не была производной от техники. Не артиллеристы 17 века подсказали Галилею его теорию движения брошенного тела, а, наоборот, это Галилей научил их правильно представлять себе движение ядра. Наблюдение никогда не порождает теорию, наоборот, это теория делает возможным определенный тип наблюдений. Не объясняют происхождения науки и социальные условия тех эпох, в которых жили ее творцы. Античную науку невозможно вывести из социально-политических и экономических условий жизни античного города. Наука, по Койре, есть чисто интеллектуальный поиск истины в форме теории. Такая позиция была во многом реакцией на позитивистское толкование природы науки, исходившего из того, что накопление эмпирических данных является безусловным базисом развития науки. В соответствии с этими представлениями Галилея рассматривали как основоположника эмпиризма и позитивизма в науке. Критикуя подобные воззрения, Койре обратил особое внимание на связь научного мировоззрения Галилея с философией Платона. При этом, согласно Койре, платоническая эпистемология представляет собой само определение науки, как древнегреческой, так и новоевропейской. Именно ориентация Галилея на платонизм сделала возможной математизацию естествознания и тем самым создание основ теоретической физики. В своих трудах Койре выступает как историк особого типа - как историк-философ, который видел главную задачу исследований не просто в описании фактической последовательности событий, но в объяснении динамики научных представлений о природе. При этом он считал, что понять эту динамику невозможно без обращения к тем философским представлениям, в которых укоренены естественнонаучные. Таким образом, если предшественники Койре признавали лишь влияние философских представлений на науку, то Койре в определенном смысле включал метафизику в науку как ее, науки, неотъемлемую часть. Основным направлением исследований Койре была научная революция 16-17 вв. Койре подчеркивал, что названия "научная революция" заслуживает не любая смена научных теорий. Настоящая научная революция меняет не только естественнонаучные представления, но и философские, входящие необходимой компонентой в любую физическую теорию. Именно поэтому создателям науки Нового времени приходилось затрачивать столько сил для утверждения новых истин. Речь шла не просто о замене старых физических теорий новыми, а о том, чтобы научить людей по-новому мыслить и видеть.