Картины Вселенной в европейской культуре ХVI-ХVIII вв.

Автор: Кесарева Л. М.

Источник: Историко-астрономические исследования: Ежегодный сборник / На рубежах познания Вселенной.-М., 1990.-Том ХХII.-С. 74-109.

Тематика материала: история астрономии и космологии в ХVI-ХVIII вв.; наука в контексте культуры; наука и Реформация; научные революции; гелиоцентрическая система Коперника и ее распространение в Европе.

Реферат: В статье анализируются социо-культурные условия в Европе ХVI-ХVIII вв., благодаря которым разработанная Николаем Коперником /1473-1543/ астрономическая теория, предполагавшая центром Вселенной не Землю, а Солнце, стала началом не только научной, но и общекультурной революции. Автор статьи показывает, что успех и быстрое распространение системы Коперника нельзя объяснить ее научными преимуществами перед геоцентрической системой Птолемея. Во-первых, в рассматриваемый период времени не было никаких прямых экспериментов, подтверждающих истинность новой теории. Поэтому не удивительно, что большинство астрономов рассматривало ее лишь как достаточно удобную для вычислений математическую гипотезу, не имеющую никакого отношения к реальности. При этом система Коперника не вела к увеличению точности астрономических предсказаний, далеко не всегда упрощала математическое описание движения планет и, кроме того, содержала противоречащую повседневному опыту идею о носящем весьма сложный характер движении Земли. Для того чтобы понять, почему эта парадоксальная и, к тому же запрещенная в 1616 г. церковью как противоречащая здравому смыслу и Библии теория могла заинтересовать даже далеких от науки людей, необходимо учитывать то, что с началом эпохи Великих географических открытий и Реформации эти люди все меньше доверяли и непосредственной очевидности, и предлагаемым церковью толкованиям Библии. Поток научных открытий и технических достижений, с одной стороны, а, с другой, - грандиозные социальные по трясения, вызванные попытками реформировать католическую церковь, формировали в умах людей представления о том, что "мир перевернулся", а человек не является венцом творения. В поисках основ для преодоления этого мировоззренческого кризиса многие обращались к мистике, Кабале, античной и восточной философии, магии и т.д., что подготавливало общественное сознание Европы к восприятию новой, опрокидывающей привычные взгляды космологии, радикально изменявшей представления о месте человека во Вселенной. При этом центром Вселенной должна была стать не Земля с ее непрекращающимися войнами и смутами, а "светлое Солнце, символ разумности, благородства и самоотдачи".