Россиянов К.О. Цена прогресса и ценности науки: новая книга по истории евгеники. – ВИЕТ. 2000. №1. С. 178-186.

Автор: Россиянов Кирилл Олегович – кандидат биологических наук, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Россиянов К.О. Цена прогресса и ценности науки: новая книга по истории евгеники. – ВИЕТ. 2000. №1. С. 178-186.

Тематика материала: история медицины в ХХ в.; история медицины в Дании, Швеции и Финляндии; наука и идеология; научно-техническая политика в Дании, Швеции и Финляндии.

Реферат: Статья является развернутым комментарием к сборнику статей под редакцией Г.Броберга и Н.Ролл-Хансена, посвященному истории евгеники в скандинавских странах: Eugenics and the Welfare State: Sterilization Policy in Denmark, Sweden, Norway, and Finland/Ed. By Gunnar Broberg and Nils Roll-Hansen. East Lansing, Michigan State U. Pr., 1996. Эта книга посвящена анализу политики и практики стерилизации умственно неполноценных людей, которая широко применялась в 20-30-х гг. ХХ в. в ряде стран Западной Европы, в том числе в странах, во главе которых стояли социал-демократы. Автор статьи утверждает, что анализ этой практики заставляет по-новому взглянуть на некоторые вопросы о роли и месте науки в современном обществе. Так, предпосылкой для внедрения и практики стерилизации стало формирование и распространение во второй половине XIX в. представлений о психическом вырождении общества. Эти представления возникли в среде психиатров и психологов, а на рубеже Х1Х и ХХ вв. страх перед вырождением стал одним из наиболее заметных феноменов европейской культуры. Необходимость борьбы с угрозой вырождения активно обсуждается в дореволюционной России, позволяя интеллектуалам требовать от правительства решительных мер по оздоровлению общества. В начале ХХ в. в ряде штатов Северной Америки были приняты законы о принудительной стерилизации душевнобольных. Впервые такой закон начал с 1907 г. действовать в штате Индиана и поэтому назывался «индианским». Стерилизация, предпринимаемая по решению государства и общества, - недопустимое вмешательство в жизнь человека, к тому же чреватое злоупотреблениями и произволом. Однако в скандинавских странах закон о стерилизации был принят в обстановке консенсуса, не встречая сопротивления ни в парламенте, ни в обществе, ни среди ученых и врачей. При этом главной движущей силой при разработке законопроекта и его принятия в парламенте были не правые, как в Америке и Германии, а социал-демократы. Более того, закон был составной частью их представлений о государстве всеобщего благоденствия, в котором слабым, больным и нуждающимся будет оказываться массированная социальная помощь. Планы создания такого государства вдохновлялись идеями рационально устроенного общества, руководствующегося новейшими достижениями науки. Между тем, представления о росте числа душевнобольных и прогрессирующей «порче» человеческой природы – психической, физической и нравственной – рассматривались как твердо установленный наукой факт. По мнению автора статьи, наиболее интересным в истории евгеники в Скандинавии является то, что предпосылкой для формирования и внедрения в общественную практику утопических идей стало, во-первых, высокое доверие общества к науке и специалистам, а, во-вторых, то, что стерилизация не связывалась с решением каких-либо расовых или классовых задач. Именно поэтому отказ от евгенической стерилизации в скандинавских странах, правительства которых не ассоциировались с нацистскими, произошел лишь в 60-е гг., когда, в частности, выяснилось, что господствовавшие ранее представления о наследственной природе умственной отсталости во многих случаях являются неверными.