Первая железная дорога в России. /К 150-летию постройки/.

Автор: Виргинский Виктор Семенович

Источник: Журнал "Вопросы истории естествознания и техники" /ВИЕТ/, 1987, №4. С.125-133.

Тематика материала: История техники в XIX в.; история техники в Рос-сии; история железнодорожного транспорта; научно-техническая политика в России в XIX в.

Реферат: В статье рассматривается начальный этап развития железнодорожного транспорта в России. Интерес к прокладке рельсовых дорог с конной и паровой тягой возник в России вскоре после окончания Отечественной войны 1812 г. Так, уже в 1814 г. ученый и инженер И.Х.Гамель /1788-1861/ был послан в Англию для изучения передового опыта по созданию этого вида транспорта, а в 1815 г. в отечественной печати появляются первые публикации на эту тему. Однако руководство путейского и финансового ведомств сочло прокладку рельсовых путей делом бесперспективным из-за высокой стоимости, необходимости подготовки соответствующих специалистов, а также неблагоприятных климатических и географических условий. В связи с этим рельсовые пути с конной тягой создавали лишь на шахтах и рудниках. В 30-е гг., по мере быстрого развития железнодорожного транспорта в Европе, эта тема начала активно обсуждаться в правительственных кругах России, а в августе 1834 г. уральскими крепостными механиками Ефимом /1774-1842/ и Мироном /1803-1849/ Черепановыми и их консультантом, тоже крепостным, инженером Ф.И.Швецовым /1805-1855/ был построен первый российский паровоз, предназначенный для перевозки медной руды на территории горно-металлургического завода. Черепановыми было построено 2 паровоза, которые однако, не нашли применения, так как владельцы нижнетагильских заводов предпочитали использовать гужевой транспорт. В это же время в Петербургском Институте инженеров путей сообщения сложилась группа молодых инженеров /М.С. Волков, П.П. Мельников, Н.О. Крафт и др./, которые добились, чтобы в институтские курсы были введены разделы, посвященные железнодорожному делу, а также занялись пропагандой паровозостроения в научной и общественной печати. Решающую роль в прокладке первой российской железной дороги с паровой тягой сыграл чешский инженер и предприниматель А.Ф. Герстнер /1793-1840/, сумевший убедить императора Николая I в военной целесообразности строительства в России железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска и артиллерию. Николай I заинтересовался этой идей и в январе 1835 г. была создана Комиссия, а в феврале того же года Особый комитет из членов Государственного совета для всестороннего изучения этого вопроса. Из-за отсутствия средств первую линию длиной 20,6 км, соединившую Петербург и Царское Село, удалось открыть лишь 30 октября /II ноября/ 1837 г. Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза "Проворный", построенного на заводе Стефенсона в Англии.