Научная, конструкторская и педагогическая деятельность.

Автор: Тищенко М.Н. - член-корреспондент РАН; Михеев В.Р. -кандидат технических наук, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Тищенко М.Н., Михеев В.Р. Б.Н.Юрьев. Научная, конструкторская и педагогическая деятельность. - ВИЕТ. 1989. №4. С.112-121.

Тематика материала: История развития техники в первой пол. XX в.; история авиации и самолетостроения; самолето- и вертолетостроение в СССР; биография Б.Н.Юрьева.

Реферат: Академик Борис Николаевич Юрьев - один из создателей экспериментальной аэродинамики в СССР и основоположник отечественной теории вертолетостроения. Реализованную им впервые классическую одновинтовую схему в настоящее время имеет свыше 90% построенных вертолетов, а разработанный ученым автомат перекоса является ныне неотъемлемой частью любого геликоптера. Важнейшим вкладом Юрьева в теоретическую аэродинамику является импульсная теория воздушного винта. Б.Н.Юрьев - автор ряда работ по прикладной аэродинамике и многочисленных изобретений. Ему принадлежат также исследования по методологии научного творчества и истории науки и техники. Юрьев сыграл существенную роль в создании ведущих отечественных аэродинамических лабораторий и в становлении высшего авиационного образования в СССР. Статья, опирающаяся на архивные материалы из Научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского, содержит краткий очерк жизни и творчества Б.Н.Юрьева, а также анализ его научно-технических достижений. Б.Н.Юрьев родился 10 ноября /29 октября/ 1889 г. в г. Смоленске в семье потомственного военного. В 1907 г. он с отличием окончил Второй Московский кадетский корпус и поступил на механический факультет Императорского московского технического училища /теперь МГТУ им. Н.Э.Баумана/, где стал учеником "отца русской авиации" проф. Н.Е.Жуковского. Проблемой создания винтокрылых аппаратов Юрьев заинтересовался уже в 1908 г. и уже в 1910 г. совместно с Г.Х.Сабининым – с соратником по воздухоплавательному кружку, созданному Жуковским, построил теорию, позволяющую определять наивыгоднейшие параметры несущего винта вертолета на вертикальных режимах работы. К этому же времени относится и начало работы Юрьева над использованием автомата перекоса для управления и балансировки вертолета относительно продольной и поперечной осей, а также для изменения величины тяги винта и перевода его на режим авторотации. Эти работы, однако, прервала война и возобновить их Юрьев смог лишь с 1925 г., причем уже в ходе испытаний 1930 - 1934 гг. конструкции ученого продемонстрировали характеристики, намного превосходившие мировые рекорды вертолетостроения. В 1940 г. по ходатайству Б.Н.Юрьева было создано первое советское конструкторское бюро по вертолетам, но из-за репрессий и войны работы были свернуты и возобновлены лишь в конце 40-х гг. Б.Н.Юрьев был избран действительным членом АН СССР в 1943 г.. Умер ученый 14 марта 1957 г.