Губман Б.Л. Проблема единства знания в неотомизме Ж.Маритена. - Вопросы философии. 1980. №3. С. 141-147.

Автор: Губман Борис Львович - кандидат философских наук, Калининский государственный университет.

Источник: Губман Б.Л. Проблема единства знания в неотомизме Ж.Маритена. - Вопросы философии. 1980. №3. С. 141-147.

Тематика материала: наука и философия; наука и религия; социология науки; история науки во Франции; биография Ж.Маритена (J.Maritain).

Реферат: Статья содержит характеристику философских, теологических и научно-методологических работ Жака Маритена (1882-1973) - одного из ведущих представителей современной католической философии. С именем Ж.Маритена (J.Maritain) связаны возрождение томизма во Франции, разработка основных частей этой доктрины с учетом требований времени, ее распространение в США, Канаде и странах Латинской Америки. На формирование мировоззрения Маритена в значительной степени повлияло осознание им кризиса буржуазного общества и его культуры. Однако, вопреки юношескому увлечению идеалами социализма, он пришел к программе христианского "интегрального гуманизма", культурно-исторического синтеза на основе томизма - теологической доктрины, базирующейся на учении выдающегося богослова и философа Х111 в. Фома Аквинского, осуществившего синтез веры и знания, исходя из представлений о фундаментальном различии сфер их применимости. Философские воззрения Маритена представляют собой специфический вариант реализации принципа гармонии разума и веры применительно к различным сферам знания с целью их объединения под эгидой томистского учения. Маритен исходил из убеждения в иерархической структуре познания, предполагающей наличие божественного бытия, лишенного материальности, и область сотворенного бытия. Такое разграничение предметов познания должно, по Маритену, заложить прочный фундамент "утраченной гармонии" различных областей знания и, тем самым, послужить основой перестройки западной культуры, утерявшей былую стабильность в погоне за сиюминутным успехом и практической выгодой. Полагая себя продолжателем философии Аристотеля и Фомы Аквинского, Маритен разрабатывал учение о трех ступенях умозрительного знания, каждая из которых отличается специфическим взглядом на объект, самим объектом, а также опорой на определенную способность субъекта - "интеллекцию". На первой ступени абстракции Маритен располагает естествознание и философию природы, на второй - математику, на третьей - метафизику. Естествознание, по его мнению, направлено на познание индивидуальных субстанций, но не дает понимания их сущности вследствие опоры на "периноэтическую интеллекцию", заменяющую сущность знаком. Философия природы, напротив, отражает суть изменяющегося чувственно постижимого бытия посредством "дианоэтической интеллекции", которая доносит интеллекту сущность объекта через знак. Математика тоже основана на "дианоэтической интеллекции" и даетзнание о количественных аспектах реальности. Метафизика же имеет в качестве объекта чистое бытие и, кроме "дианоэтической интеллекции", базируется на также на "ананоэтической интеллекции", позволяющей познавать по аналогии "трансцендентное божественное бытие". Разрабатывая свою теорию ступеней познания, Маритен во многом основывался на достижениях науки ХХ в.(физики, математики, биологии и др.) и считал, что ориентация на томизм поможет современным ученым преодолеть принципиальную ограниченность естествознания Нового времени, делающего математику ядром научной картины мира и, благодаря этому, не способного к синтезу с гуманитарным знанием. По мысли Маритена, ядром обновленной и объединенной научной картины мира должна стать не математика, а томистская метафизика. В свою очередь, эта метафизика должна стать связующим звеном с теологией.