Басин Е.Я. Творчество и эмпатия. - Вопросы философии. 1987. № 2. С. 54-66.

Автор: Басин Евгений Яковлевич - доктор философских наук, ВНИИ искусствознания.

Источник: Басин Е.Я. Творчество и эмпатия. - Вопросы философии. 1987. № 2. С. 54-66.

Тематика материала: научное творчество.

Реферат: В статье рассматривается гипотеза о роли эмпатии как необходимого и важнейшего, хотя и не единственного условия творчества в любой сфере деятельности человека. Интерес ученых (прежде всего, на Западе) к роли эмпатии в научном творчестве проявился сравнительно недавно, на рубеже 1950-х и 1960-х гг. В отечественной литературе механизм эмпатии (часто обозначаемый терминами "перенесение", "вживание", "вчувствование", "перевоплощение", "идентификация") рассматривается преимущественно в контексте художественного творчества. Между тем, считает автор статьи, этот механизм является универсальным для любого творчества, получая в искусстве (например, сценическом творчестве актера) лишь специфическую и наиболее чистую форму проявления. Творческие функции эмпатии рассмотрены на проблеме возникновения новых идей, подходов и, в результате, новых знаний. Так, в акте творчества либо предмет (точнее, образ предмета) осуществляет воображаемый "поворот" и предстает какой-то своей новой стороной, либо субъект творчества осуществляет воображаемое "перемещение" и становится на точку зрения воображаемого "Я". В обоих случаях мы имеем дело с эмпатией. Анализируя механизмы эмпатии, автор указывает, что специфическим для нее является механизм проекции - интроекции, а результативным выражением - идентификация. Проекция - это мысленное пренесение себя (своего реального "Я") в ситуацию того объекта, в образ которого вживаются, это создание для реального "Я" воображаемой ситуации, "предполагаемых обстоятельств" (К.С. Станиславский). Проекция способствует идентификации "Я" с образом объекта. В результате проекции реальное "Я" оказывается вынесенным за пределы реальной ситуации творца в воображаемую для него ситуацию. Проекция нередко осуществляется в форме персонификации. Например, инженер может отождествить с деталью анализируемого устройства, чтобы понять, как именно можно решить возникшие проблемы. К аналогичным приемам нередко прибегают физики и даже математики, отождествляющие себя с абстрактными формами. Идентификация в неодушевленными предметами и их персонификация весьма распространены в художественном творчестве, в частности, в актерском. Например, режиссер Станиславский предлагал на занятиях своим студентам почувствовать себя деревом, чайником и другими предметами. В ходе эмпатии одновременно с проекцией осуществляется обратный ей процесс интроекции - внесения воображаемого "Я" в реальную ситуацию творческого субъекта. Например, "Я" героя пьесы на сцене видит не просто веревку, а изображаемую с ее помощью змею. Вместе с тем "Я" не галлюцинирует, оно видит и собственно веревку, используемую для имитации змеи. Аналогичным образом "Я" математика имеет дело не просто с идеальными понятиями, но со знаками, обозначающими эти понятия, т.е. со знаками-понятиями. Автор статьи подчеркивает, что в акте творчества необходимо сознательно или бессознательно внушить себе то, что мое "Я" и образ какого-либо объекта (атома или героя) идентичны. Для этого воображаемые "Я" должныбыть для субъекта творчества привлекательны. Тем самым процесс творчества и эмпатии должен создавать фон наслаждения творческим процессом. Завершая статью, автор подчеркивает, что эмпатия относится к числу важнейших творческих способностей. Отсюда следует, что для стимулирования творчества в любой сфере необходимо обучать эмпатии, формировать и развивать эту способность, тренировать ее.