Усиление роли публичной библиотеки в информационном обществе*

Public Library Increasing Role in the Information Society

Посилення ролі публічної бібліотеки в інформаційному суспільстві

Ершова Т.В.

Институт “Информационное общество”, Москва, Россия

Ershova T.V.

Russian Information Society Institute, Moscow, Russia

Єршова Т.В.

Інститут “Інформаційне суспільство”, Москва, Росія

В условиях информационного общества, несмотря на пессимистические прогнозы, деятельность библиотек не только не свертывается, но получает новое невиданное развитие. Более того, в системе социальных институтов именно публичной библиотеке принадлежит одна из ключевых ролей в формировании информационного общества на локальном уровне. Публичные библиотеки в информационном обществе должны стать источниками знания, творчества и непрерывного образования для людей всех возрастов; инструментом активного участия граждан в общественной жизни и управлении государством;

информационной опорой экономики и бизнеса, подготовки и повышения квалификации кадров во всех сферах деятельности; хранителями и активными проводниками истории и культуры. В контексте информационного общества главной целью становится обеспечение доступа к информации любого типа для каждого пользователя - независимо от времени и места. Для достижения этой цели необходимо сочетание возможностей сетевого взаимодействия с преимуществами существующей разветвленной сети публичных библиотек.

The emerging information society, contrary to pessimistic forecasts, does not suppress libraries activities yet providing enormous impulse for their development. Moreover, the public library is considered to be a key player in the local implementation of the information society. The principal areas to pervade in terms of content and services delivered by such type of library are: education and lifelong learning, citizens information and facilities for participation in society, business and the economy, training and employment, community history and identity. The ultimate goal in the context of the information society is to ensure access to any type of information for anyone, at any time, anywhere. To achieve this the advantages of networking technologies have to be exploited in combination with the assets of the public library system. The accessibility of public libraries enhanced by new technologies will also give more opportunities to people with disabilities, those with a minority or special interest.

В доповіді наголошується на посиленні діяльності бібліотек в інформаційному суспільстві. Публічним бібліотекам належить одне із провідних місць у формуванні інформаційного суспільства. Вони повинні стати джерелами знання, творчості та безперервної освіти для людей різного віку; інструментом активної участі громадян у суспільному житті та управлінню державою; інформаційною опорою економіки, підготовки та підвищення кваліфікації кадрів в усіх сферах діяльності; хранителями та активними провідниками історії та культури. В контексті інформаційного суспільства головною метою стає забезпечення доступу до інформації будь якого типу для кожного коритсувача - незалежно від часу та місця. Для досягнення цієї мети необхідно поєднання можливостей мережевої взаємодії з перевагами їснуючої розгалуженої мережі публічних бібліотек.

Информационное общество: сущность и возможности

В течение последнего десятилетия повсеместно активно дискутируется тема формирования общества нового типа, получившего название “информационное общество”. Первоначально речь велась в основном о совершенствовании средств распространения и обеспечения доступа к информации, и в обсуждении доминировали технологические, инфраструктурные и экономические аспекты. Это было естественным образом обусловлено взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий, повлекшими за собой существенные изменения на мировом рынке [1]. Гуманитарные аспекты становления нового общества, в особенности социальные проблемы, стали активно исследоваться лишь в результате осознания того, что очередной качественный скачок в развитии технологий породил новую глобальную социальную революцию, нисколько не уступающую революциям прошлого по своим масштабам и воздействию на человеческое общество.

С конца 1994 - начала 1995 г. в целом ряде стран на самом высоком уровне - Совета Европы, Европейского Парламента, Комиссии Европейских Сообществ, Конференции Большой Семерки, правительств отдельных государств - на основе проведенных исследований начали вырабатываться и распространяться рекомендации, резолюции, меморандумы, которые в итоге оказали серьезное влияние на формирование правильной концепции информационного общества, ставящей в центр внимания человека.

Наиболее емкой представляется концепция, предложенная германскими специалистами: Информационное общество - это общество, в котором решающую роль играет приобретение, хранение, обработка, передача, распространение и использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и присущих ему постоянно совершенствующихся технических возможностей [2].

Будущее каждой страны напрямую зависит от выбора - использовать или игнорировать возможности, предоставляемые информационным обществом. “Если мы упустим свой шанс, мы отстанем от других стран, которые будут предоставлять новые услуги и потому окажутся более конкурентоспособными. Мы станем потребителями не своих, а чужих продуктов и технологий” (Австралия). “Невключение в процесс формирования информационного общества весьма негативно скажется на культуре страны, т.к. она рискует быть поглощенной глобальным обществом” (Исландия). “Неиспользование преимуществ информационной супермагистрали приведет к критическому ослаблению наукоемких отраслей промышленности и к резкому сокращению высококвалифицированных рабочих мест, а значит и к серьезным социальным последствиям. Наша национальная культура без диалога начнет чахнуть, а наше правительство не сможет адекватно реагировать на стремительно меняющиеся обстоятельства электронного века” (Канада).

Использование предоставленного шанса может обеспечить для страны: “лидерство” (США), “экономический рост” (Канада), “формирование благодаря развитию сетевой коммуникации продвинутого общества” (Финляндия), “формирование постоянно обучающегося общества” (Европейский Союз), “активное участие граждан в управлении государством” (Ирландия), “доступ к сетям, от которых будет зависеть получение информации” (Таиланд), “укрепление чувства сообщества и национального самосознания” (США) [2,3] и т.д.

Публичная библиотека: ожидания общества

В информационном обществе определяющим фактором становится знание, поэтому жизненно необходимое значение для каждого приобретает доступ к информации независимо от ее типа, места и времени, а также умение работать с ней [4]. Во всем мире первым прибежищем для пользователей информации, доступным для всех слоев населения, являются публичные библиотеки. Их репутация опоры для тех, кто ищет информацию, непререкаема. Это объясняется уникальным сочетанием ресурсов, услуг и индивидуальной поддержки, оказываемой пользователю.

В период становления информационного общества роль публичных библиотек исключительно велика. Они должны:

помогать гражданам пользоваться преимуществами информационного общества, реализуя их право на доступ к инфомации и знанию;

поддерживать баланс интересов производителей и потребителей информации с точки зрения соблюдения авторских и других прав;

смягчить диспропорции, возникшие в силу неравномерного развития информационной инфраструктуры путем организации доступа к информационным сетям для жителей удаленных или технологически отсталых регионов;

нейтрализовать опасность ограничения доступа к отдельным информационным ресурсам, вытекающую из соображений узкой коммерческой выгоды и приводящую к расширению и углублению пропасти между информационно богатыми и информационно бедными слоями общества [5].

Доступ к информационным сетям означает для пользователей принципиально иные, нежели прежде, объемы информации и средства ее получения. В этой ситуации им потребуется поддержка квалифицированного, ответственного и доброжелательного посредника, каковым вполне может стать специально подготовленный библиотекарь. Последний должен уметь оказывать помощь в поиске, отборе, оценке и интерпретации доступных информационных ресурсов. Огромные возможности открывает сочетание преимуществ сетевых технологий с возможностями сложившейся разветвленной сети библиотек - каждая, даже самая маленькая и удаленная библиотека, в конечном счете сможет обеспечить те же объем, глубину, разнообразие и качество информации, что и любая крупная библиотека.

Доступ к сетям позволит каждому гражданину через посредство публичной библиотеки взаимодействовать в интерактивном режиме с другими библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями и агентствами. Появляется возможность для коммуникации внутри различных сообществ и между ними, независимо от их масштаба - будь то узкие или глобальные, построенные по географическому принципу или по принципу единства интересов и целей. Кроме того, доступность библиотек, внедряющих информационные и коммуникационных технологии, позволит значительно активизировать жизнь людей с ограниченными физическими возможностями.

С точки зрения содержания своей деятельности публичные библиотеки в информационном обществе должны стать:

источниками знания, творчества и непрерывного образования для людей всех возрастов;

инструментом активного участия граждан в общественной жизни и управлении государством;

информационной опорой экономики и бизнеса, подготовки и повышения квалификации кадров во всех сферах деятельности;

хранителями и активными проводниками истории и культуры народа (местности, сообщества и т.п.) [2,6].

Публичная библиотека в информационном обществе: содержание и сервис

Выступая в качестве незаменимой части системы образования и пожизненного обучения, публичные библиотеки в условиях формирования информационного общества должны как минимум обеспечить пользователям доступ к имеющимся электронным каталогам других публичных библиотек, к справочным (в особенности энциклопедическим) базам данных, к электронным журналам, к World Wide Web (всемирной информационной “паутине”), к электронным коллекциям профильных нетекстовых документов (картографических, нотных и изоматериалов, звуко- и видеозаписей и др.), к мультимедийным учебным материалам, к электронным пакетам для самообразования, к электронным материалам досугового характера и, наконец, к электронным библиотекам [7]. С точки зрения сервиса пользователям должны быть обеспечены: поддержка в поиске глобальных информационных ресурсов; оценка достоверности полученных данных; помощь в изучении возможностей для образования и обучения; интерактивное взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями; участие в виртуальных мероприятиях (выставки и т.п.); помощь в поиске Internet-сообществ по интересам.

В целях усиления социальной защищенности и активности граждан в публичный доступ должны быть предоставлены: правительственная информация и официальные публикации; законы, законодательные и иные материалы, определяющие права граждан; электронные СМИ, а также: информация о деятельности федеральных, региональных и местных органов власти, включая вопросы формирования и использования бюджета; о системе налогообложения; о порядке выдачи лицензий; о системе социального обеспечения и здравоохранения; о деятельности муниципальных служб; о развитии района, города / села, региона; об общественных организациях, включая политические партии, объединения по интересам и т.п. Дополнительный сервис, который должна предоставить гражданину публичная библиотека в информационном обществе, включает: обеспечение интерактивного взаимодействия с депутатами, специалистами, объединениями; осуществление теледемократии - выражение мнения по тому или иному вопросу, электронное голосование.

Рассматривая роль библиотеки в развитии экономики, следует исходить из того, что любой успешный бизнес рассматривает и использует информацию в качестве важнейшего организационного ресурса. В сбалансированной экономической системе подавляющее большинство предприятий - средние и малые, весьма значительное число людей занимается индивидуальным бизнесом. Перечисленные категории практически лишены возможности нанимать информационных специалистов или приобретать дорогостоящие базы данных по бизнесу или иные источники информации, необходимые для маркетинга и развития. Публичные библиотеки должны с помощью накопленных коллекций и сетевого взаимодействия обеспечить доступ к законодательным и нормативным документам и базам данных, к стандартам, к информации о различных регионах и странах и их рынках, к базам данных о разнообразных продуктах и услугах, производителях и потребителях и т.д. Неоценимую поддержку бизнесу публичная библиотека может оказать путем предоставления информации о состоянии рынка рабочей силы, возможностях обучения и подготовки кадров.

Традиционно присущая библиотекам культурно-просветительская функция в информационном обществе усиливается за счет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры. В публичных библиотеках сосредоточены уникальные краеведческие фонды, обладающие с этой точки зрения безграничным потенциалом. Перевод наиболее значимых документов в электронную форму с одной стороны послужит их сохранности, с другой - обеспечит их широкое распространение. Локальные коллекции электронных документов должны стать неотъемлемой частью национальной электронной библиотеки, доступной в общенациональном и мировом масштабе. Помимо этого, использование в библиотеках сетевых технологий может помочь этническим, религиозным и другим меньшинствам приобщиться к своей культуре и поддерживать с ней постоянную связь [2].

* * *

Вышеизложенное отнюдь не исчерпывает всего разнообразия задач и возможностей публичной библиотеки в информационном обществе. Очевидно, что мрачные прогнозы, связанные со свертыванием или прекращением функционирования библиотеки в эпоху бурного развития информационных и коммуникационных технологий не только не оправдались, но благополучно опровергаются оценками экспертов самого высокого уровня [1], успешным развитием национальных сетей публичных библиотек [2], активной деятельностью по созданию электронных библиотек. Что касается публичной библиотеки, то ей в системе социальных институтов принадлежит одна из ключевых ролей в формировании информационного общества на локальном уровне. При этом очевидно, что для выполнения такой ответственной задачи в ныне существующих публичных библиотеках многое должно измениться - от функций до технологий. Но это тема для следующего серьезного обсуждения.

Использованные источники:

Building the European Information Society for us all: Final policy report of the high-level expert group, April 1997 / European Commission. Directorate-General for employment, industrial relations and social affairs. Unit V/B/4. - [Brussels, manuscript completed in April 1997].

New Library: The People’s Network: Access to knowledge, imagination & learning // http://ukoln.ac.uk/services/lic/newlibrary.html

National and Global Initiatives on Libraries in the Information Society / European Commission. DG XIII/E-4 Telematics for Libraries // http://www2.echo.lu/libraries/en/natpol.html

Public libraries and the information society: Study / Ed. by J.Thorhauge et al. - Luxemburg: Office for Official Publications of the European Communities, (1997). - 8 p.

Green Paper on the Role of Libraries in the Information Society / European Commission. DG XIII. Telematics for Libraries // http://www2.echo.lu/libraries/en/green.html (Updated: 09 February 1998).

Resolution on the information society, culture and education (Morgan Report) - with amendments / The European Parliament. Committee on Culture, Youth, Education and the Media. Draftswoman Eluned Morgan. - Brussels-Luxemburg: ECSC-EC-EAEC, 1997//

http://www2.echo.lu/libraries/en/morgan.html

Электронные библиотеки: Научный электронный журнал // http://www.risi.ru/el-bib


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России