Управление инновациями в библиотеке: четыре уровня поиска.

Library Innovation Management: Four Level Research

Цыганова Н.Н.

Областная юношеская библиотека, Липецк, Россия

Tsyganova N.N.

Director, Regional Juvenile Library, Lipetsk, Russia

Используя последние достижения в области психологии и библиотечной соционики, автор разрабатывает новые принципы и структуру управления гуманистической системой - инновационными процессами в библиотеке, делает попытку классифицировать инновационную деятельность: первый уровень - методические инновации, второй уровень - организационно-структурные преобразования, третий уровень - охватывает глубинные содержательные процессы, четвертый уровень - связан с поиском и реализацией новых библиотечных и информационных технологий.

Сейчас в автоматизированной базе данных инновационно-методического отдела около 20 идей, которые библиотека должна выполнить, если она хочет остаться современной. Показана большая вариативность инноваций в Липецкой области и многоуровневая подготовка библиотечных специалистов.

Using the latest psychological and library socionic achievements, the author developes the new principles and stucture of the humane system management - that is the innovative library processes, the author tries to classify the innovative activities:

the first level - the methodical innovations,

the second level - the organizational and structural changes,

the third level - covers the deep interesting processes,

the fourth level - deals with the research and realization of the

new library and informational technigues.

Now the automatized information base of the innovative and methodical department has about 20 ideas, and each of them should be accomplished for the library to be a modern one. The great variety of the innovations held in the Lipetsk region and the multistage training of the library specialists are also shown in the report.

Мы живем в мире, пронизанным новизной. Свобода, которая пришла в российские библиотеки на смену идеологическим догмам, подняла волну творческой инициативы всех работников. В библиотеках несколько лет назад началось поступательное движение, суть которого - обновление и содержания, и методов работы, и управления, что позволило сделать прорыв к новым технологиям, новому качеству библиотечного дела.

В нашу профессиональную жизнь на ряду с новыми технологиями вошло и прочно утвердилось в ней понятие "инновации". Латинское innovation означает введение новаций. Его русский аналог "нововведение".

По частоте употребления это понятие сегодня не знает себе равных - все говорят об инновациях, инноватике. Но вот единого определения этого понятия нет, теория инновационной деятельности разработана крайне слабо. Я ни в коей мере не претендую на ликвидацию этого пробела. То, о чем пишу, - лишь размышления и выводы, к которым привела практическая деятельность и профессиональная потребность познания.

Так что же такое само понятие "инновация"?

Большой энциклопедический словарь определяет его как новообразование. На наш взгляд, инновация - это создание принципиально новых образцов библиотечной деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень. Практика убеждает: любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и всегда устремлена к прорыву.

Так что же, инновация - бег вперед без оглядки? Отнюдь нет. Библиотечному инноватору, если он не хочет погрузиться в бесплодные поиски, приходится постоянно оглядываться на прошлый опыт, соотносить свою деятельность с существующей практикой. Социальная обусловленность и библиотечно-библиографическая целесообразность - необходимые качества подлинно инновационной деятельности.

В сегодняшнем бурном инновационном процессе немало и лженоваций. Одна из насущнейших задач управления этим процессом - тщательное отслеживание, анализ, оценка нововведений. И первый советчик, эксперт, "домашний доктор" и "скорая помощь" библиотекарю в этом деле - методический отдел. Ему даны большие полномочия - определять, что истинно, а что ложно в практике библиотечной работы. К сожалению, к этой роли методиста никто не готовит, ему мало помогают, а ведь он становится одной из тех фигур, что стоят у истоков развития современного библиотечного дела.

Одна из главных управленческих задач - вооружить эту категорию библиотечных работников навыками системного научного анализа, способностью выполнять экспертные функции, помочь сориентироваться в мире концепций, в океане идей. Высокая профессиональная культура и информированность - вот что в первую очередь должно войти в печерь профессиональных качеств методистов.

Мы провели недавно областной семинар для заведующих методическими отделами ЦБС по инновациям и пришли к выводу: нужно как можно меньше руководить инновационными процессами и ведущими их коллективами. Они не нуждаются в повседневной опеке, директивах. Нынешние задачи управления совершенно иного, чем прежде, уровня: раскрывать работникам библиотек суть нового опыта и новых технологий (инновационных по своим целям, способам их достижения), создать условия для массового творчества для того, чтобы отдельные зоны прорыва перерастали в целостное инновационное пространство с новыми технологиями, средствами, типами библиотечной деятельности.

На этом пути у каждого управленческого звена - непочатый край забот: нет законченных и апробированных критериев диагностики разных видов библиотечного творчества, существующие методики далеки от совершенства, нет системы информирования и руководства творческим поиском библиотек, нет материальных условий для его организации, не разработаны мотивация и стимулирование новаторской деятельности в библиотеках. Само управление библиотеками нуждается сегодня в инновационной преобразовании.

Присутствие в библиотеке отдельных нововведений, тем более библиотечное учреждение нового типа - инновационное побуждают принципиально по-новому строить управленческую деятельность. Конечно же, управлять инновационными процессами должен управленец-инноватор. Разрешить или запретить - об этом надо забыть: жизнь запретами не остановишь. Следовательно, управление инновациями носит диалоговый характер, а главной проблемой в нем становится не исполнительская дисциплина, а отношения. Сегодня источник власти не в должности, а в человеческой поддержке.

В инновационном коллективе людей вдохновляет на дело не приказ, а яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности. Это обстоятельство делает актуальной проблему лидерства. Через лидера реализуется управленческий механизм. Если раньше говорили, руководитель должен дойти до каждого, то сегодня у нас говорят: дойти до нужного, а нужный дойдет до каждого. Нужные люди - это и есть лидеры, занимающие в библиотеке ключевые позиции. Прежде всего у лидера есть видение проблемы и он умеет это объяснить людям четко и ясно, к тому же готов повторять одно и то же минимум двести раз. Только важно, чтобы лидеры пользовались признанием и авторитетом большинства, обладали притягательной силой, были настоящими профессионалами и хорошими людьми.

За последние пять лет в нашей практике появилось достаточно много образцов разработки, осмысления и реализаций инновационных идей. Если попытаться классифицировать инновационное стратегическое осмысление и преобразование библиотечных процессов, то можно выделить несколько его уровней.

Первый уровень - методологический. Он определяется новыми подходами к построению отдельных видов библиотечной деятельности. В начале 90-х годов методология "школы вальдорфской педагогики" была положена в основу программы "Книга, библиотека, личность молодого читателя".

Вальдорфская педагогика очаровала многих педагогов, родителей и, конечно, библиотекарей удивительными сочетанием свободы и творчества. Она была ответом на ряд давно мучивших вопросов: как достичь того, чтобы молодежь любила книгу и библиотеку? Как руководство чтением сделать не назидательным, а общение не авторитарным? Как развивать с помощью книги творческие способности и профессиональные наклонности ребят? Как создавать и поддерживать в библиотеке духовно насыщенную, живую атмосферу? Все эти вопросы встали перед нашим молодым коллективом, когда мы почувствовали, что библиотеке без кардинальных изменений будет трудно найти свое место в обществе.

Так оказалось, что идея гуманизации, реализованная в педагогику сотрудничества, явилась залогом нашего успеха в работе с читателями. Привлекательная библиотека, домашняя атмосфера - идеал, к которому мы стремимся - помогает решать многие подростковые и семейные проблемы.

Второй уровень инновационной деятельности включает организационноструктурные преобразования. Причем преобразования ни в коем случае не должны вестись во имя реорганизаций. Их задача - решить сущностные, базисные проблемы совершенствования библиотечного процесса.

В библиотеках всегда была проблема соуправления. Чаще всего она решалась путем создания комиссий (по фондам, каталогам), советов (научный, методический, редакционно-издательский...), в которых одни руководили другими через распределение обязанностей, поручений, проверок и отчетов. Превышение меры контроля и излишняя формализация в работе советов, комиссий отрицательно влияли на отношения между людьми, одних учили командывать коллегами, других - подчиняться, порождали "руководящую элиту", приближенную к директору. Органы соуправления, конечно, нужны, но они на наш взгляд должны состоять из наиболее активных людей, объединенных во временные творческие группы, выполняющие работу, которая улучшает жизнь читателей, сотрудников, библиотеки в целом. Каждый коллектив вправе сам определять, какие органы ему нужны , каков состав и время работы.

Очень важны совещательные и представительные органы. Все в библиотеке должны быть уверены, что и читатель и сотрудник могут влиять на общественную жизнь, участвовать в планировании, разработке, проведении и анализе общих дел. Страшеклассники и студенты могут участвовать в работе "читательских советов", в формировании и изучении общественного мнения.

Новые идеи в нашей профессиональной сфере и разностороняя подготовка специалистов вызвали перестройку методического центра. Бывший методический отдел реорганизован в инновационно-методический. Соответственно типу библиотечных инноваций создали творческие группы методистов, ведущих специалистов различных отделов, ученых, которые приняли участие в разработке и реализации системы анализа и самооценки творчества новатора или коллектива. Творческие группы ведут консультирование, создают вокруг инноватора атмосферу интереса, признания, обмена мнениями. Общими усилиями была разработана географическая карта инновационной деятельности библиотек региона, работающих с молодежью.

В ОЮБ работает творческая лаборатория под руководством профессора ЛГПИ, член-корреспондента РАН С.Шмакова. Ее участники уверены в том, что творческого библиотекаря можно не только и не столько подготовить, сколько воспитать. Настоящий инноватор должен быть личностью и иметь чуткую, отзывчивую душу.

К этому уровню инновационных преобразований можно отнести и создание разнообразных клубов по интересам, творческих объединений и консультационных центров. Отдельные инновационные коллективы добиваются статусного изменения своего учреждения, становятся информационным или молодежным центром, центром гуманитарной культуры и т.д.

Третий уровень инноваций охватывает глубинные содержательные процессы. Именно он и обеспечивает высокое качество библиотечной работы.

Этот содержательный уровень требует четкой стратегии, реализация ее демонстрирует развитость управленческого и профессионального кругозора руководителя.

Сейчас в компьютерной базе данных инновационно-методического отдела есть банк идей, которые библиотека должно воплотить, если она хочет считаться современной. Их около 20. Например, паблик-рилейшенз, которая служит налаживанию контактов с общественностью. Библиотечная соционика - новое направление изучения библиотечной жизни, кадрового состава по соционическому типу. Есть две идеи организации работы с юношеством. Одна - формирование личности, другая - развитие. Мы за то, чтобы наша библиотека шла по пути развития личности. Нам близка идея развития личности в игре, разрабатываемая профессором С.Шмаковым. И конечно же - обязательность чтения. Не за счет того, что педагоги или родители заставят, а за счет привлекательности чтения, открытого детям библиотекарем. Нарабатываем опыт развивающего чтения. Это важно, потому что те, кого мы теряем из процесса чтения, из библиотек, пополняют криминальные структуры.

Каждая из этих идей достойна внимания лишь в том случае, если соответствует концептуальному замыслу деятельности библиотеки, помогает создать условия для развития личности читателя и библиотекаря.

Интересен в этом плане опыт коллектива ОЮБ, которому удалось разработать и реализовать целостную идею развития библиотеки как центра гуманитарной культуры молодежи. В Липецке тонкая сеть учреждений культуры и библиотека пытается как-то восполнить этот недостаток. Стратегический замысел состоял в том, чтобы молодежь получила возможность обогащаться широкой культурологической информацией в библиотеке, получать богатую пищу для интеллектуального и эмоционального развития. Руководству удалось объединить свои усилия с педагогическим институтом, государственной филармонией, академическим театром драмы им. Л.Толстого, краеведческими музеями, другими государственными учреждениями и творческими союзами. Артисты и правоведы, ученые и экологи пришли в библиотеку не как гости, а как полноправные члены коллектива, делающие с нами одно дело. Были разработаны программы по всем курсам пяти факультетов молодежного экспресс-университета гуманитарной культуры. Основа его стратегии - воспитать культурного личпанина. Преподаватели стали проводить занятия, интегрируя содержание курсов литературы, истории, права, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, развития речи, ритории в единый образовательный блок. Книги, аудиовизуальные материалы выступали не иллюстративным материалом, а стали органической частью образовательного процесса. Также вписывается в ткань обучения краеведческий материал по истории, культуре, архитектуре, литературе и искусству Липецкого края.

Интеллектуальная, духовная атмосфера, доброжелательность, взаимопонимание создают удивительно теплый, творческий микроклимат, привлекающий в библиотеку и новых талантливых сотрудников, и новых юных читателей, количество которых утроилось за последние пять лет, и средства массовой информации.

Наконец, четвертый уровень инновационной деятельности связан с поиском и реализацией новых библиотечных, информационных и управленческих технологий.

Информатизация в библиотеке рассматривается как важнейшее средство, способное поддержать социально-педагогическую идею коллектива в читательском, образовательном и личностном развитии юношества.

С 1992 года библиотека начала заниматься автоматизацией библиотечных процессов, внедрением новых технологий и располагает 11 ПЭВМ, 7 из них объединены в локальную вычислительную сеть. За это время созданы электронный каталог (50 тысяч документов) при объеме фонда свыше 100 тысяч экземпляров, краеведческий каталог (10 тысяч записей), проблемно-ориентированные БД.

Для молодых читателей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Специалисты библиотеки осуществляют большую работу по адаптации подростков и юношества к новым коммуникативным возможностям, читают лекции и беседы о возможностях компьютера в библиотеке и информационных услугах, предоставляемых читателям с использованием компьютера. Поиск в базах данных осуществляется на практических занятиях. Дети сами создают в библиотеке элементы информационной культуры: игровые тесты на знание литературы и истории, библиографические игры "Вопросы Митрофанушки недорослям", "Ваше благородие госпожа Учеба", проводят CD-ROM экскурсии по музеям мира. Все это формирует глобальный аспект информационной культуры - понимание мира как единого информационного пространства.

В нашей библиотеке не уметь работать на компьютере считается неудобно. Это - как не уметь читать, писать и считать. Инновации происходят там, где и техника, и сотрудники, и методика, и отношение к труду профессиональны. Компьютеры помогают методистам следить за развитием инноваций в библиотеках нашей области и других регионах. Только компьютеры должны быть хорошие. Иначе, даже самые замечательные специалисты немногое могут сделать на изношенной технике. Особенно это важно для требовательных к аппаратуре современных систем - Windows 95, компьютерной графики и анимации.

Современные библиотекари еще и полиграфисты, издательские работники, редакторы, они же журналисты, книговеды, художники - они же дизайнеры, специалисты по компьютерной верстке, всеми любимые и почитаемые в старину кудесники. У библиотеки огромный издательский потенциал, скованный слабой технической базой. Массовые библиотеки, да и научные активно используют традиционные формы распространения информации, пудами изводят бумагу и краску.

В целях экономии инновационно-методический отдел создает полнотекстовые базы данных методических и библиографических изданий и дискетами обменивается с библиотеками других регионов.

Психологическая служба, работающая на поддержку чтения, оказалась не менее необходимой и в инновационной деятельности. Ведь инновации - один из самых сложных видов библиотечного творчества. И здесь уместны советы, как снять ненужные преграды, препятствия на пути коллективного и индивидуального творческого поиска, как создать условия для распространения новых идей и подходов.

Современная наука библиотечная соционика продвинула нас в понимании того, что успех нововведений невозможно обеспечить без учета типологического фона. И будет грубейшей ошибкой игнорировать типологические различия, если мы хотим у данного человека сформировать или повысить профессиональное мастерство. Самой обширной группой библиотечных работников оказались специалисты, которые на протяжении многих лет стремились обеспечить библиотечный стандарт. Эти люди - фундамент библиотечной системы. Свои формы и методы работы они отрабатывали годами, потому не следует ожидать от них, что если будет выдвинута идея нововведения, они опрометью бросятся ее внедрять. Их путь преобразований потребует достаточно много времени, они не будут бездумно экспериментировать. Но если они возьмутся за дело, то можно быть уверенным в качестве их работы. Продуктивность их деятельности высока. Руководителю необходимо привлекать их в единомышленники, потому что именно опытным специалистам удается, как никому другому, переубедить своего собеседника.

В этих условиях библиотечные работники от "выученной беспомощности" переходят к осознанному выбору. Инновационная деятельность обретает характер повседневной практики.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России