Отдельные предложения и системный подход
в проблеме сохранности библиотечных фондов

Separate Sentences and the System Approach
in the Library Stock's Safe Keeping Problem

Семенова Т.А.

Школа реставрации книг и рукописей “Раритет”, Москва, Россия

Semionova T.A.

RARITET School of Book and Manuscript Restoration, Moscow, Russia

В условиях возможности массового перевода информации на новые носители, тем более необходимо заботится о проблеме сохранности и доступности книжной культуры на традиционных носителях.

Необходимо искать нестандартные пути решения конкретных задач сохранения библиотечных фондов и подходить к их реализации в целом, т.е. системно.

Приводится схематическое представление проблемы сохранности и доступности библиотечных фондов, разделенная на 5 уровней.

Предлагается к обсуждению два уровня - вопрос о проблемах восстановления книг из редкого фонда и общих читальных залов и необходимость формирования социокультурной среды, где забота о сохранении национального книжного достояния является необходимой и почетной обязанностью каждого члена общества.

We long for reviving and developing spiritual morals of the community. More over it is necessary to care for the solution of safe keeping problem and availability of the book culture on the traditional bearers.

It is necessary to seek for original ways of the library stock's safe keeping concrete solutions and come up to their realization in the whole.

We may suggest the scheme notion of the library stock's safe keeping and availability problem, divided into five levels.

Coming into the market and taking into the account the tedious, therefore expensive, work of the book restoring, we must more thoroughly estimate the expediency and the restoration forms of some book from the reading-hall or from the rare stock.

Libraries are the knowledge depositories. Some times we forget that the man is theirs main user. Therefore, the man must determine how to save knowledge so necessary for him.

We must form the such cultural sphere, where the anxiety about the national book property would become the necessary and honourable duty for every member of the community. We could help in the solution of the library stock's safe keeping problem. But we must begin the spiritual enlightenment first of all among the juvenile and the surrounding them grown-ups.

The Book and Document Restoring School suggests the program - "Save the book - save the soul".

Современный технический прогресс делает реальной возможность массового перевода информации на новые носители. Но, если мы стремимся возродить и развивать духовную нравственность общества, а не уничтожать ее, тем более необходимо заботиться о решении проблемы сохранности и доступности книжной культуры на традиционных носителях. Ни одно государство мира не в состоянии решить эту проблему полностью за счет бюджетных средств. Тем более в России, когда около половины библиотечных фондов находится в критическом состоянии и требуют восстановления.

Необходимо искать нестандартные пути решения конкретных задач сохранения библиотечных фондов и подходить к их реализации в целом, т.е. системно.

Ниже предлагается схематическое представление проблемы сохранности и доступности библиотечных фондов, разделенная на 5 уровней.

Проблемы первых четырех уровней (I-IV) ограничены рамками библиотеки.

Пятый уровень определяет взаимодействие библиотеки - хранилища знаний и общества, которое и является потребителем этих знаний, а, следовательно, должно быть заинтересовано в их сохранности.

Ниже предлагаются к обсуждению отдельные моменты первого и пятого уровней.

Уровень I. Очевидно, что подход к сохранению информации на новых или традиционных носителях в представленных группах не одинаков. Также как неодинаков в этих группах подход к восстановлению библиотечных фондов.

Если в пунктах 1.1-1.3 предпочтение может быть отдано новым носителям, что значительно повысит качество и скорость предоставления информации читателям, то пункты 1.4-1.5 непостредственно связаны с проблемой восстановления книг.

Действительно, книги являются древнейшей, самой доступной и, может быть, наиболее сильно воздействующей на духовное развитие общества формой культуры.

Вступая в рыночные отношения и учитывая кропотливую, а, следовательно, дорогостоящую работу по реставрации книги, приходится все более и более тщательно подходить к оценке целесообразности и формы восстановления той или иной книги как из общих читальных залов, так и из редкого фонда.

До сих пор у нас в стране в общей проблеме сохранности редкой книги недостаточно разработана и используется концепция консервации книжного памятника.

Практически не разработаны возможности и подходы к реконструкции редкой книги. Операции по реконструкции книги (создание новых элементов) менее трудоемки, а, следовательно, дешевле реставрации (восстановление старых элементов). К тому же, любая реставрация книжного памятника уже является вмешательством в его первоначальное состояние, что ведет к изменению книжного памятника. Вопрос? До какой степени возможно проводить такое изменение, ища компромис между стоимостью его восстановления и возможностью обеспечения доступности книжного памятника не только потомкам, но и современникам.

Естественно, подход к восстановлению уникального памятника или имеющегося не в единственном экземпляре в масштабах страны (а не одной библиотеки), может быть различным. Решение о судьбе конкретной редкой книги (а может быть и не только редкой) должен принимать не реставрационный совет, а экспертный совет с участием искусствоведов, книговедов, химиков, биологов и реставраторов. Всестороннее предварительное исследование книжного памятника или книг из общих фондов и предварительная оценка стоимости работ в любом случае будут полезными и при выборе оптимального пути могут сберечь средства, предназначенные для осуществления их сохранности.

Не исключено, что во многих случаях после всестороннего исследования предпочтение может быть отдано именно грамотной консервации, а не реставрации книжного памятника.

К восстановлению книг из общих читальных залов библиотек следует подойти более тщательно. До сих пор этот вид деятельности отдавался на откуп переплетным мастерским службам быта или аналогичным структурам. Компромис здесь состоит с одной стороны в цене восстановления книги, а с другой, в ее эстетическом виде и продолжительности времени последующего ее использования. В этих мастерских выдерживается принцип "дешево и гнило". Сиюминутная экономия приводит к значительным потерям как средств, так и самой книги уже в ближайшее время ее эксплуатации.

С 1996 года Школа реставрации книг и рукописей "Раритет" совместно с Государственной публичной исторической библиотекой проводят эксперимент: ведется анализ использования книг, восстановленных в переплетных мастерских служб быта и отреставрированных в нашей Школе. Восстановление книги в мастерской службы быьа сводится к обрезанию блока, превращению его в любом случае в безшвейный вариант, обильная проклейка столярным клеем и изготовление переплета без укрепления с блоком. Такая книга выдерживает 1-12 выдач и, как правило, поддается восстановлению не более двух раз (двухкратная обрезка текста приводит к его частичной утрате). Подобное восстановление книги максимум продлевает ее жизнь на 24 выдачи. Далее книгу необходимо списывать. Отдельные книги, отреставрированные в Школе "Раритет", за год использования выдержали по 120 выдач, при этом, до сих пор имеют практически первоначальный запас прочности и весьма эстетический вид. Цена классической реставрации книги в нашей Школе превращает цену мастерской в 4-16 раз в зависимости от первоначального ее состояния. В среднем, разделив сумму, истраченную на реставрацию, на число выдач во времени использования, услуги Школы "Раритет" обходятся дешевле. При этом, читатель все время имеет дело с книгой, а не с уродцем. Наш девиз "дорого, но мило".

При этом, возникает проблема отбора книг, отдаваемых на восстановление. Хранитель фондов при этом должен представлять ценность и уникальность того, чем распоряжается, а также быть знакомым с основами реставрации и консервации, чтобы сделать предварительный вывод о форме восстановления книги.

Введение первоначальной обработки (укрепления) книг, только что поступивших в библиотеку, могло бы в целом (с точки зрения долговременного использования фондов) значительно сберечь средства, необходимые для последующего восстановления книг из общих читальных залов.

Из сказанного следуют выводы:

Для решения вопросов сохранности библиотечных фондов, необходимы специалисты (члены экспертных советов), определяющие политику, направления и методики сохранности. Это относительно небольшие группы высокопрофессиональных научных работников, обслуживающие достаточно большие регионы.

Для реставрации редкой книги необходимы практики высокого класса, знакомые с основами химии, биологии и книговедения, но их также не требуется много. Это либо специалисты с высшим образованием, либо практики, прошедшие курсы повышения квалификации в высших учебных заведениях.

Учитывая тот факт, что консервация редкой книги, укрепление вновь поступающей литературы и качественная реставрация книг из общих читальных залов экономит затраты в целом по восстановлению библиотечных фондов, требуется относительно многочисленный состав специалистов среднего звена также знакомых с основами химии, биологии, книговедения. Школа "Раритет" уже четвертый год ведет трехгодичную подготовку реставраторов в ПТУ-25. Для учащихся разработаны специальные учебные программы по химии и книговедению. Дополнительное вложение средств в повышение уровня преподавания специальных предметов могло бы обеспечить требуемую степень подготовки кадров.

Уровень V. Библиотеки - хранилища знаний, но подчас забывается, что человек является основным их потребителем. Следовательно, именно человека стоит привлекать к решению проблем сохранности так необходимых ему знаний.

Только сформировав социокультурную среду, где забота о сохранении национального книжного достояния является необходимой и почетной обязанностью каждого члена общества, можно помочь в решении вопроса сохранения библиотечных фондов страны, а начинать духовное просветительство нужно в первую очередь с подростков и окружающих их взрослых.

Школа реставрации книг и рукописей "Раритет" предлагает программу "Сохрани книгу-спасешь душу". В частности, программа включает в себя следующие направления:

1 Обучение в школах России подростков 8-14 лет на уроках труда "Переплету и ремонту книг". Действительно, общение с книгой, независимо от желания и взглядов подростков, способствует духовно-нравственному формированию их личности. Подростки сейчас проблеммного возраста в ближайшее будущее будут определять лицо Страны. И мы можем реально попробовать повлиять на их духовносе становление и помочь решению проблемы сохранности национальных библиотечных фондов. такие виды творчества, как балет, живопись, музыка, театр доступны не всем и не в любой географической точке страны, а ремонт книг, изготовление художественных переплетов доступно, интересно и любопытно ребятам. Они получают в руки ремесло, которое пригодится в жизни в любом случае и в любом возрасте, независимо от будущей профессии.

2 Введение переплетного производства в воспитательно-трудовых колониях (ВТК).

Действительно, потребность в востановлении книжного фонда в библиотеках огромна, а средств не много. Возникает необходимость поиска "дешевой рабочей силы". Один из путей - восстановление книг из общих читальных залов в воспитательно-трудовых колониях, что может оказаться гораздо качественнее и дешевле, чем в мастерских службы быта. Помимо экономического эффекта, организация переплетного дела в ВТК имеет и большое нравственно-воспитательное значение.

В настоящее время Школа "Раритет", Областная библиотека г. Рязани и Льговская, Рязанской области, женская ВТК (14-18 лет) осуществляют такую программу.

Школа "Раритет" обучает трех сотрудников для реставрационного центра Областной библиотеки им. Горького и четырех мастеров для ВТК. Обеспечивает библиотеку и ВТК переплетно-реставрационным оборудованием, инструментами, материалами, методическими пособиями, видеофильмом о технологии переплета.

Областная библиотека является заказчиком для ВТК и осуществляет регулярный консультационный надзор за переплетно-реставрационной деятельностью ВТК.

Администрация г. Рязани готова участвовать в финансировании такого социальнозначимого для города и области проекта.

3 Проведение регулярных конкурсов на лучший художественный переплет в школе, городе, стране.

Так как книга это не только информация, но и предмет материальной культуры, создание новых образцов в художественных переплетах оставит в истории современное представление о книжной культуре. Авторский художественный переплет был и остается образцом для переплетов тиражных. Конкурсы привлекут внимание общественности к красоте книги, помогут воспитанию вкуса и чувства восхищения книжной культурой.

4 Широкое использование уже многократно проявленного интереса СМИ к предложенной программе "Сохрани книгу - спасешь душу".

Привлечение телевидения, прессы, организация конкурсов и регулярное освещение деятельности по финансированию и восстановлению библиотечных фондов поможет привлечь общественное внимание к проблемам сохранения древнейшего и самого распространенного вида культуры-книжной культуры.

Популяризация книжной культуры, и в том числе в средствах массовой информации, безусловно окажет благотворное воздействие на развитие книжной культуры в целом.

Программа "Сохрани книгу - спасешь душу" носит масштабный характер, реалистична во времени, в результатах и в материальных затратах. Социальный эффект и резонанс может оказаться значительным.

Программу поддерживают Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ. В нее включаются Департамент образования и округа г. Москвы, администрация г. Рязани.