Формирование информационной культуры детей и юношества:
роль новых компьютерных технологий библиотеке

Forming the Basics of Information Culture of Children and Teenagers:
the Role of Computerized Technologies in Libraries

Роль нових комп'ютерних технологій в інформаційній культурі дітей та юнацтва

Алиферова Л.И., Руфанова С.Н.

Саратовская областная библиотека для детей и юношества им.А.С.Пушкина, Саратов, Россия

Aliferova L.I, Rufanova S.N.

Saratov A.S.Pushkin Regional Children's and Juvenile Library, Saratov, Russia

Аліферова Л.І., Руфанова С.М.

Саратовська обласна бібліотека для дітей та юнацтва ім.О.С.Пушкіна, Саратов, Росія

В докладе рассматривается вопрос о роли компьютерных технологий в библиотеке в формировании элементов информационной культуры детей и юношества: понимание роли информации и информационных технологий в жизни общества, знание источников информации и возможность получить в библиотеке свободный доступ к ним, умение эффективно осуществлять поиск в библиотечных и информационных системах, умение самостоятельно создавать электронную информацию.

The paper considers the role of computerized library technologies in the formation of the basics of information culture of children and teen-agers. They should understand the importance of information and information technologies in the society, should have the basic knowledge of information resources, an opportunity to gain open access to them from the libraries, an ability to retrieve information from library and information systems, and an ability to create electronic information for one's own purposes.

В доповіді розглядається питання ролі комп”ютерних технологій в бібліотеці у формуванні елементів інформаційної культури дітей та юнацтва.

Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой экономических и социальных отношений и столь необходимой нам сегодня экологической культурой важной частью общего образования человека становится информационная культура. Общество конца XX века часто называют информационным, а изменения в нем - информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад - люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в реальном режиме времени. Создается впечатление, что законом жизни в наше время становиться утверждение Н.Винера:" Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией". Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую. Безусловно каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

К сожалению, ур о в е н ь и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется все еще недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. А с другой стороны - отсутствием системы подготовки грамотных пользователей информационных систем и потребителей информации. Особую тревогу вызывает то, что эта проблема актуальна по отношению к молодежи. Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит знаниям , дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры и т.д. По большому счету от этого зависит уровень образованности и культуры общества в целом в самом ближайшем будущем. Поэтому формирование информационной культуры подрастающего поколения - очень важная задача на сегодняшний день.

Решением этой задачи, в первую очередь, должна заниматься школа. Уже около восьми лет в школах страны ведется преподавание специального предмета " Основы информатики и вычислительной техники". Первоначально ставились цели обучения школьников основам компьютерной грамоты и языкам программирования, использования компьютеров для изучения других дисциплин, а также для профессиональной подготовки в области вычислительной техники. На сегодняшний день нельзя сказать, что поставленные задачи полностью решены . До сих пор более половины школ не имеют компьютеров. Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества системой образования ставится новая цель - формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировозрения. Суть реформы образования в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, базах знаний, компьютеризированных архивах, справочниках и энциклопедиях. В настоящее время доступа к такой " электронной" информации в школах нет.

Огромную роль сегодня в воспитании образованных членов информационного общества могут и должны сыграть б и б л и о т е к и и, в первую очередь, библиотеки, обслуживающие детей и юношество. Библиотеки во все времена являлись хранилищами информации и одновременно являлись основой для образования и просвещения людей. Роль современной библиотеки многократно возрастает : передать молодым людям ранее накопленные знания и подготовить их к жизни в новых условиях, в условиях быстрого накопления информации, в так называемом информационном веке. Выполнение этих задач возможно при условии использования современных компьютерных технологий в библиотеке. Компьютеризированная библиотека для детей и юношества сегодня выполняет особую миссию - обеспечивает оперативный доступ к информационным ресурсам юным читателям и одновременно является центром воспитания информационной культуры подрастающего поколения.

Конкретный опыт нашей библиотеки по использованию компьютерных технологий убедил нас в их эффективности. Новые информационные услуги, предоставляемые библиотекой школьникам: электронные каталоги, информационные базы данных, электронные издания на CD-ROM пользуются у них популярностью. А благодаря созданной системе непрерывного обучения детей и юношества информационным технологиям мы можем готовить юных читателей к работе с новыми видами информации и новыми компьютерными информационно-поисковыми системами в библиотеке. Одно из важных наблюдений, которое было сделано в последнее время, это то, что благодаря общению наших читателей с компьютерами в библиотеке меняется их информационное мировоззрение. Школьники приобретают знания и умения, которые характеризуют понятие информационной культуры современного человека. Опыт компьютеризации Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина был описан в Материалах Конференции" Крым 95". В этой статье мы хотели бы акцентировать внимание именно на роли компьютерных технологий в библиотеке в формировании информационной культуры детей и юношества.

Информационное мировоззрение начинается с понимания р о л и и н ф о р м а ц и и в жизни общества. Современный школьник должен понимать важность информации и задач хранения, систематизации и передачи информации, и понимать особую р о л ь к о м п ь ю т е р о в в решении этих задач. Мы уже говорили об уровне преподавания информатики в школе: использование компьютеров в школе ограничивается в основном изучением языков программирования, самого компьютера, некоторых прикладных программ, текстовых и графических редакторов например. Поэтому молодые люди чаще всего не воспринимают компьютер как средство получения информации. Использование новых компьютерных технологий в библиотеках, обслуживающих детей и юношество - во-первых, яркий пример для юных читателей применения компьютеров в жизни человека вообще. А во-вторых, компьютер в библиотеке - именно способ получения информации, пример эффективного хранения и распределения информации. Дети наглядно видят , что электронный каталог библиотеки гораздо более компактен, чем традиционный, а поиск в нем быстрее разнообразнее и удобнее. Информация, которую они получают в библиотеке с помощью компьютера - очень важная информация. Это информация о книгах. Для юного человека это путь к знаниям, к очередной ступени образования, миропонимания, обретения смысла жизни, получения профессиональной подготовки. Таким образом, через общение с компьютерными информационными системами в библиотеке к юному человеку естественно приходит понимание роли информации и информационных технологий в жизни человека.

Один из важных элементов информационной культуры человека - з н а н и е информационных р е с у р с о в. При условии иметь возможность получить свободный д о с т у п к ним. В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, средства массовой информации. В этом ряду только библиотеки предоставляют свободный и бесплатный доступ к информационным ресурсам, как традиционным, так и информационным базам данных, электронным изданиям, CD-ROM и т.д. В виде электронного каталога, библиографических баз данных, читатели детских библиотек в настоящее время получают доступ к местным информационным ресурсам. Есть надежда, что в ближайшее время будут созданы библиотечные информационные сети, и по каналам связи, информацию о книгах школьники смогут получить и из других библиотек и информационных центров. Но уже сейчас выход на региональные и мировые источники информации обеспечивают CD-ROM технологи. Коллекции CD-ROM дисков в библиотеках, включающие мировые компьютерные энциклопедии, путеводители по разным странам, электронные книги, справочники по литературе, живописи, музыке, расширяют информационное пространство детей, формируют глобальный аспект информационной культуры - понимания мира как единого информационного пространства.

Основа информационной подготовки школьников - их умение э ф ф е к т и в н о в е с т и п о и с к и н ф о р м а ц и и, грамотно работать с информационно-поисковыми системами. Обучение поиску информации непосредственно связывается с умением пользоваться картотеками, справочниками, словарями. Традиционно в практике большинства библиотек для детей и юношества читателей знакомят со справочно-библиографическим аппаратом. Школьникам объясняют как пользоваться библиографическими картотеками, как осуществлять поиск в алфавитном и систематическом каталоге, какие существуют библиографические, информационные и справочные издания. Появление компьютерных информационно-поисковых систем в библиотеке требует достаточно развитых специализированных навыков - понимания представления информации в базах данных, умения выбирать области поиска, умения пользоваться ключевыми словами. Поэтому необходимое требование для библиотек, обслуживающих детей и юношество - одновременно с внедрением компьютеров в библиотеке создать систему непрерывного обучения детей информационным технологиям, адаптированную для разных возрастных категорий. При выполнении этого условия информационные ресурсы будут доступны и понятны юным читателям библиотек. Опыт работы нашей библиотеки подтверждает эффективность многоступенчатой системы обучения, адаптированной для разных возрастных категорий. Это обучающие и развивающие компьютерные программы для дошкольников, и курсы обучения основам информатики и информационно-библиотечным технологиям старшеклассников, и серия лекций и бесед о возможностях компьютера в библиотеке и информационных услугах, предоставляемых читателям с использованием компьютера. Обучение работе с электронным каталогом проводится на занятиях еженедельного общедоступного абонемента для читателей. Работая с библиографическими базами данных для поиска книг, журналов или газетных статей, школьники убеждаются в преимуществе компьютерного поиска (скорость, широта, удобство), осваивают совершенно новые виды поиска ( поиск по ключевым словам, по словарю, сочетанию полей в базе данных и т.д.), учатся сохранять результаты поиска в электронном виде. Поиск в базах данных - важнейшая область умений и навыков, с которыми в настоящее время не всегда знакомят учащихся в современной школе. И библиотека восполняет этот пробел.

Обязательная составляющая общего образования для жителя "информационного общества" - у м е н и е с о з д а в а т ь новую и н ф о р м а ц и ю. При этом он должен понимать, что информационный ресурс представляет реальную ценность только в том случае, если хранение и доступ к информации организованы наиболее эффективным образом. В течении последних двух лет в своей библиотеке мы проводим любопытный эксперимент - привлекаем старшеклассников школ города для создания электронного каталога, ретроспективной базы данных библиотеки. Предварительно проводим специальное обучение: правила библиографического описания, формат записи в базе данных, правила заполнения полей в базе данных, умение грамотно свертывать информацию( составлять аннотацию) и т.д. В процессе создания базы данных школьники постепенно начинают понимать, что от того насколько правильно и полно введена информация в компьютер будет зависеть эффективность ее поиска. Мера их ответственности достаточно велика, так как они создают реальную библиографическую базу данных, а не смоделированный на уроках информатики пример. В результате таких экспериментов мы готовим грамотных и активных пользователей библиотеки, умеющих работать с новыми информационными ресурсами. Но, что на взгляд, самое важное - мы даем право юному еще человеку создавать свое будущее - создавать информацию в электронном виде. В библиотеке элементы информационной культуры и информационного пространства, создаются самими детьми!

В области формирования новых культур, в частности информационной культуры современного человека, иногда более ясно видятся цели, чем способы их достижения. Понятно, что наше общество пока не готово создать для каждого человека все ситуации, воспроизводящие ключевые проблемы информационной культуры. Но мы должны постараться создать условия для образования, развития и воспитания молодого поколения. Библиотека, как современный информационный центр, обслуживающий детей и юношество на основе новых компьютерный технологий, и как центр воспитания информационной культуры подрастающего поколения - хороший способ подготовить новые поколения к жизни в информационном веке.