Ассоциация деловых библиотек России: 
очередные амбиции или требование времени?

Russian Business Libraries Association: Ambitions or a 
Necessity?

Михнова И.Б.
НВЦ "Библиомаркет", Москва, Россия

Mikhnova I.B.
Research and Innovative Center "Bibliomarket", Moscow, Russia

О роли и месте деловых библиотек в новом обществе, о их проблемах, путях 
преодоления трудностей, о необходимости объединения в единую систему

Examined are the role, objectives and problems of business libraries in modern 
society. Suggested are the ways of solving the problems. Proved is the need for 
a single business libraries system.

В конце апреля 1996 года в Москве и Владимире прошел первый 
Международный семинар "Публичные библиотеки и бизнес-информация". 
Организаторами семинара были НВЦ "Библиомаркет", Библиотечный 
благотворительный фонд, Российская библиотечная ассоциация и ЦБС 
"Киевская". В рамках семинара состоялась учредительная конференция 
Межрегиональной ассоциации деловых библиотек, была принята программа 
деятельности Ассоциации на ближайшую перспективу. Какие библиотеки 
правомерно отнести к категории деловых (бизнес) библиотек? Насколько 
известно, пока только одна из них получила соответствующий юридический 
статус — Московская городская деловая библиотека. Поэтому речь может идти о 
библиотеках, профилировавших имеющиеся либо создавших новые структурные 
подразделения (сектора, отделы, кабинеты, центры) данного профиля, о 
библиотеках, ведущих систематическую и целенаправленную работу по 
обеспечению населения деловой информацией. Уже можно с полным 
основанием говорить, что деловая библиотека как новый и перспективный вид 
специализации утвердила себя на российской почве. И это не тот случай, когда 
библиотечная сеть "накрывала" страну из "центра" (так в конце 60-х годов 
создавалась, например, сеть юношеских библиотек). Бизнес-библиотеки 
возникают в различных регионах и городах — там, где руководитель овладел 
предпринимательскими навыками, где сформировался коллектив 
профессионалов-единомышленников и было понимание (или хотя бы 
"несопротивление") властей. Разнообразна география этих библиотек: Алдан, 
Дивногорск, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Казань, Кемерово, Краснодар, 
Магнитогорск, Междуреченск, Мончегорск, Москва, Мурманск, Набережные 
Челны, Находка, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Петрозаводск, 
Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сахалин, Северодвинск, 
Соликамск, Сургут, Тольятти, Томск, Улан-Удэ, Челябинск, Череповец, 
Черняховск, Чита, Якутск... 
С большой долей условности деловые библиотеки можно объединить в 
несколько групп: 
— публичные библиотеки, располагающие обширным фондом по экономике, 
праву, бизнесу, который формируется во многом посредством прямых связей с 
центральными и региональными издательствами. Это характерно для столиц, где 
много деловой литературы (например, московская библиотека экономической и 
юридической литературы — филиал ЦБС); — публичные библиотеки с разного 
рода службами, ориентированные на комплексное удовлетворение 
информационных, коммуникативных, образовательных, общекультурных 
потребностей деловых людей. (Деловой информационный центр МИБС г. 
Екатеринбурга, Информационно-деловой центр "Кутузовский" ЦБС, "Киевская" 
г. Москвы, ЦГБ Мурманска, служба "Библиомаркет" г. Алдан, Деловой 
информационный центр г. Череповец, Информационный центр Бердской ЦБС); — 
публичные библиотеки, имеющие отделы, основу деятельности которых 
составляет обеспечение населения бизнес-информацией (Информационный 
центр "Модем" г. Кемерово, Информационный центр "Деловой Дивногорск"); — 
специализированные информационные отделы крупных научных и научно-
технических библиотек (Кабинет деловой информации ГПНТБ, Кабинет 
конъюнктурной информации Новосибирской ГПНТБ, сектор деловой информации 
Челябинской ОУНБ, сектор технической литературы Мурманской ОУНБ, 
информационный отдел Тюменской ОУНБ); — детско-юношеские библиотеки, 
обеспечивающие информационную поддержку молодежного 
предпринимательства, работающие с зарубежными общественными фондами, 
чья финансовая помощь обеспечивает доступ к информации такой социально 
категории, как учащаяся молодежь (Центр деловой литературы и информации 
Новосибирской областной юношеской библиотеки); — научно-технические и 
профсоюзные библиотеки крупных промышленных предприятий, 
обеспечивающие деловой информацией своих специалистов и население 
города. Одни из них сохраняют обслуживание горожан на основе специальных 
программ, другие предпочитают обслуживать только "своих" ( НТБ 
Новокузнецкого металлургического комбината и АвтоВазбанка, профсоюзные 
библиотеки Магнитогорского стройтреста и АвтоВаза); — сектора деловой 
литературы, деловой информации, книжные центры университетских библиотек, 
выходящие за рамки "своей" читательской аудитории (в гг. Екатеринбург, 
Кемерово, Томск, Йошкар-Ола, Петрозаводск). Возникает новое направление 
работы российских публичных библиотек — обеспечение различных (в том числе 
социально не защищенных) категорий населения социально-бытовой 
(сервисной) информацией на основе бесплатного доступа. Существуют 
различные проекты создания на базе деловой библиотеки муниципальных и 
межмуниципальных информационных служб. Нам известны идеи платной 
справочной телефонной службы (при участии городской телефонной станции и 
муниципалитета, который рассчитывает установить тем самым более тесные 
контакты с населением). Сегодня в России недостает независимых 
консалтинговых фирм. Бизнес-библиотеки принимают на себя и эти функции, 
привлекая юристов, экономистов, аудиторов. Стоимость услуг здесь ниже, чем в 
коммерческих фирмах. Опрос населения, проведенный при постановке Центра 
деловой информации на базе Бердской ЦГБ под Новосибирском, например, 
показал: больше всего предпринимателям нужны консультации, групповые и 
индивидуальные, сотрудников налоговой инспекции, юристов, экономистов. 
Вместе с тем оказалось, что среди читателей библиотеки — 13 налоговых 
инспекторов, 10 юристов, 8 экономистов. Вот и надежные "интеллектуальные" 
ресурсы: информационная служба их ищет, а библиотеке для этого достаточно 
порой внимательно проанализировать читательские формуляры. Деловые 
библиотеки принимают участие в организации и проведении городских торговых 
и книжных ярмарок (Городской культурный центр "Эврика" в Набережных 
Челнах, книжный центр "Позитив" НБ Томского университета), проводят у себя 
практические занятия по психологии делового общения и рекламе 
(Новосибирская ОЮБ). Таким образом, деловые библиотеки России все громче 
заявляют о себе на рынке информационных услуг. Достаточно ли велико число 
таких библиотек, чтобы имело смысл объединяться? Да, круг потребителей 
деловой информации весьма серьезен: его составляют представители деловых 
кругов, молодежь, получающая образование в области бизнеса, люди, 
пытающиеся переменить/найти новое место работы, работающие пенсионеры и 
даже дети, обучающиеся навыкам предпринимательской деятельности. Таким 
образом, рынок деловой информации — один из перспективных целевых рынков 
библиотечных услуг, хотя отнюдь не единственный. Но если год-два назад 
большинство библиотекарей конфузливо уходили от этой темы, то сейчас она 
уже привлекла и привлекает все большее их число. В этом — и веяние времени, 
и относительная незанятость этой рыночной ниши, и мода, без которой 
российская библиотека жить не может. Закономерный вопрос: объединившись, 
что получат библиотеки такого, чего у них нет и без чего будет сложно работать 
на рынке деловой информации? И здесь нельзя не учитывать, что библиотека как 
бы аккумулирует множество разнородных интересов и потребностей. 
Существуют специфические интересы учредителей библиотеки (муниципалитета, 
управления культуры, предприятия); интересы руководителя библиотеки и 
интересы специалистов библиотеки как коллектива и как отдельных личностей, 
кроме того, есть опосредованные интересы клиентов (потребителей и 
заказчиков) библиотеки. Нельзя сбрасывать со счетов заинтересованность в 
библиотеке издателей и книготорговцев, поставщиков информационных 
продуктов, владельцев метаданных, технологов информационных сетей, тех, кто 
предоставляет аналогичные информационные услуги. Следует учесть также 
нарождающийся интерес к библиотеке госструктур, ассоциаций, ответственных 
за развитие малого и среднего бизнеса, социальных служб, ассоциаций по 
женскому предпринимательству (ведь, не секрет, что 99% трудовых коллективов 
библиотек — женщины). Это все то, что в маркетинге называется 
МИКРОСРЕДОЙ организации. И деятельность библиотеки — особенно деловой — 
осуществляется в рамках и с учетом всего комплекса разнообразных интересов 
и потребностей. В соответствии с этим должна строиться работа и Ассоциации 
деловых библиотек. Что дает библиотеке работа с деловой информацией и с 
представителями делового мира? Публичная библиотека довольно часто 
выступает в роли просителя, объекта благотворительности, спонсорства. И 
именно бизнес-библиотека быстрее других может стать "своей" в деловых 
кругах: ибо производит товары и услуги, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ 
ДОХОДА своего клиента и его фирмы, а значит, выступает как РАВНЫЙ 
ПАРТНЕР. Библиотеке, ориентированной на работу с деловым миром, 
необходимы значительные средства для формирования и обновления своих 
ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых). Она все чаще 
выступает как ПОКУПАТЕЛЬ и ЗАКАЗЧИК, активно действует на рынке, и в этом 
качестве становится особо нужной и интересной фирмам, обрастает деловыми 
связями. Бывает, что и сама оказывает БЛАГОТВОРИТЕЛЬНУЮ ПОМОЩЬ 
малообеспеченным, руководствуясь логикой: если ей зачастую помогают не 
самые богатые фирмы, то почему бы и самой не прийти на помощь тем, кто еще 
беднее. В результате — отремонтированные квартиры, телевизоры читателей-
пенсионеров, предоставление библиотечной машины для пожилых... Да, есть 
собесы, но ведь они этого не делают! "Помощь слабым" не только улучшает 
имидж библиотеки в глазах населения, но и поднимает и укрепляет ее статус в 
деловой среде. Работа в рыночных условиях ставит деловые библиотеки перед 
необходимостью реально, а не на словах, учитывать потребности, ценностные 
ориентации клиентов. Для этого ПРОВОДЯТСЯ МАРКЕТИНГОВЫЕ 
ИССЛЕДОВАНИЯ информационного, книжного, образовательного, досугового 
рынков — своими силами или с привлечением специалистов крупных научных 
центров, независимых фирм. Такие исследования, например, проводили 
Кемеровская ЦГБ с ее информационным центром "Модем", Челябинская ОУНБ 
при создании отдела деловой информации. С изучения всех аспектов рынка 
потребностей и ресурсов начали создание у себя информационно-деловых 
центров ЦГБ г. Бердска (около Новосибирска) ЦБС "Киевская" (Москва), 
пригласив для этого специалистов НВЦ "Библиомаркет". 
Знание рынка позволяет деловой библиотеке ФОРМИРОВАТЬ УСЛУГИ, 
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНЫЕ НАСЕЛЕНИЮ, — только за них клиент, заказчик 
"выложит" деньги. Результаты опросов — часто для них лучший аргумент. Когда 
Информационно-деловой центр "Кутузовский" (г. Москва) обратился в 
муниципалитет за средствами на вычислительную технику, к письму было 
приложено краткое обоснование его концепции и отчет о проведенном 
исследовании потребностей населения округа в деловой и социально-бытовой 
информации. Муниципалитет оказал помощь в приобретении дорогостоящей 
правовой базы данных, но с условием — ежемесячно отчитываться об 
использовании БД предпринимателями (платные услуги) и малоимущими 
(бесплатно). 
Наконец, явное достоинство библиотеки деловой направленности — ее 
способность ЗАРАБОТАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА для внедрения новых 
технологий, улучшения комфортности обслуживания читателей, привлечения 
профессионалов. В практике "Библиомаркета" был случай, когда 
университетскую библиотеку, решившую организовать для специалистов 
области Школу библиотечного маркетинга, не остановило отсутствие бюджетных 
средств. Библиотечный книжный центр "Позитив" выделил для этого часть 
выручки, полученной от продажи книг. 

Чем может быть полезна местному обществу деловая 
библиотека? 
Деловой библиотеке, пожалуй, по силам реально содействовать подъему 
экономики своего региона. Обеспечивая деловых людей информацией, она 
ВОССТАНАВЛИВАЕТ И УКРЕПЛЯЕТ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, помогает 
им "найти друг друга". Так, одна городская библиотека в Сибири разработала 
для представления властям интересный проект создания на своей базе 
городского центра деловой информации. И ее не смутило наличие других, более 
крупных, информационных служб. У нее уже имелся позитивный опыт работы и 
была "предпринимательская смелость". Атмосфера духовности и знаний, 
присущая библиотеке, способна сыграть позитивную РОЛЬ В УСТАНОВЛЕНИИ 
ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ, например, между местными властями и 
предпринимателями. Запомнилась реплика заместителя префекта одного из 
округов столицы, обращенная к своим коллегам, которые с "ознакомительной 
экскурсией" были в библиотечном информационно-деловом центре. С одними из 
своих партнеров-предпринимателей никак не удавалось найти общего языка, 
пока их не привезли в ИДЦ. С точки зрения руководителя округа, на деловых 
людей повлияла именно интеллектуальная среда библиотеки, в которой 
завершались переговоры. Да, крупные предприятия и фирмы создают 
собственные информационные центры и службы или обращается в 
коммерческие. Но представители среднего и малого бизнеса приходят именно в 
публичную библиотеку. "Закон о библиотечном деле", провозглашающий 
бесплатный доступ ко всем библиотечным информационным ресурсам, дает 
пусть иллюзорные, но гарантии прав всех групп населения пользоваться деловой 
информацией. Однозначно то, что СТОИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ, 
основанных на использовании собственно библиотечных ресурсов, ДОЛЖНА 
БЫТЬ НИЖЕ, чем в специализированных информационных центрах, особенно 
коммерческих. 
Но допустим, в фонде библиотеки нет необходимой информация. Тогда она 
должна предложить своему пользователю направление дальнейшего поиска: 
указать адреса информационных служб, сама "выйти" на них, использовать 
систему МБА. Одним словом, задача деловой библиотеки стать для 
пользователя так называемым "НАВИГАТОРОМ" В МОРЕ ИНФОРМАЦИИ. Так не 
поступит ни один информационный центр, он, скорее, скажет, что такой 
информации нет пока в природе: ему ни к чему усиливать позиции конкурентов. 
Эта важная сторона деятельности библиотеки позволит ей, опираясь на закон об 
информации, вписаться в государственные программы поддержки малого и 
среднего бизнеса. 
Еще один из множества аргументов в пользу публичной бизнес-библиотеки 
— ПРОФЕССИОНАЛИЗМ БИБЛИОГРАФОВ в поиске информации по печатным 
источникам, в систематизации документов, создании справочно-поискового 
аппарата, в комплектовании книжного фонда. Недаром библиографов охотно 
принимают в штат серьезные фирмы. В ряде регионов коммерческие структуры 
(например, банки) уже начинают прибегать к услугам библиотеки при 
организации собственных библиотек, для обучения своих сотрудников навыкам 
информационного поиска и делопроизводству. 

Как библиотеке найти свою "нишу" в информационной 
среде? 
Последствия неведения, в котором пребывают многие библиотеки, таковы. 
Одни полагают, что они на информационном рынке единственные, и 
неосторожны при планировании действий. Другие пугаются предполагаемых 
конкурентов, считая, что и без них уже есть кому этим заниматься, и изначально 
отказываются от каких-либо попыток проникнуть на информационный рынок. 
Здесь стоит понять главное: конкуренция между коммерческими 
информационными службами — вещь нормальная, но библиотека должна 
стараться каждого потенциального конкурента превращать в своего партнера: ей 
есть, что им предложить — это, прежде всего, ее читатели, внимания которых с 
таким трудом добиваются все держатели информационных ресурсов. В свою 
очередь, в одиночку, без помощи мощных ресурсодержателей библиотека 
ничего серьезного предложить своим пользователям не сможет. 
Но первое, что необходимо предпринять всякой библиотеке, выходящей на 
новые рынки услуг, — это провести МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, 
предполагающее, наряду с анализом внутренних ресурсов библиотеки 
(материально-технических, кадровых, информационных и т.д.), также анализ, по 
меньшей мере, рынка конкурентов, рынка поставщиков, рынка потребностей в 
услугах и продуктах библиотеки. 
Вопрос контактов — вопрос готовности превратить конкурента в партнера. 
Союз нужен обеим сторонам. Никто не убедит клиентов, что библиотека может 
реализовать ВСЕ информационные запросы только за счет собственных 
ресурсов. 
Информационники заинтересованы в формировании клиентурного рынка. 
Слушатели московской Школы-семинара "Библиотека и бизнес" посещают 
крупные информационные центры, общаются с ведущими производителями и 
владельцами информационных ресурсов и приобретают в их глазах репутацию 
серьезных организаций, почти "созревших" до деловых контактов. Почти... 
Потому что представители библиотек пока не слишком активно покупают их 
продукцию. Это удивляет и "расхолаживает" сотрудников информационных 
фирм. В действительности, деловые библиотеки сегодня — это весьма 
перспективный, но пока ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ рынок сбыта для производителей и 
поставщиков информационных ресурсов. И нужно набраться терпения и 
приложить еще немало сил, чтобы библиотеки стали активными их 
покупателями. 
Хотя многие по привычке полагают, что едва ли не единственная функция тех 
— хранение и выдача книг. Этот укоренившийся стереотип восприятия 
библиотеки еще только предстоит преодолевать. Определенные шаги в этом 
направлении делает и НВЦ "Библиомаркет". 
Так, в одном из разделов информационно-аналитических материалов 
Российской торгово-промышленной палаты "Состояние деловой информации в 
Российской Федерации" (1994 г.) в разделе о рынке печатной информации, 
подготовленном системным аналитиком А.В.Пурником, впервые явно сказано, 
что российские публичные библиотеки могут участвовать в создании Единой 
сети деловой информации РТПП. Одновременно в Информационно-
аналитическое управление РТПП были даны предложения по привлечению 
библиотек к участию в этом на региональном уровне. 
В специализированном журнале "Информационные ресурсы" (1994. — N3) 
появилась первая публикация, дающая "портреты" деловых публичных 
библиотек. В 1996 году они будут представлены и в печатном и электронном 
вариантах 3-томной "Российской энциклопедии информации и 
телекоммуникаций" (Международное бюро информации и телекоммуникаций). 

С какими трудностями сталкиваются деловые библиотеки и 
станет ли их меньше, 
если они объединятся? 
Принцип маркетинга: библиотека сильна своим окружением. Что же реально 
получат те, кто решится на союз? Назовем некоторые потребности деловых 
библиотек, предполагающие кооперацию усилий, взаимный обмен 
информацией. 
Многие из тех, кто шел непроторенной дорогой, пытались формировать 
платные услуги без изучения потребностей и нужд деловых людей, анализа 
работы конкурентов и партнеров. Ассоциация могла бы обеспечивать своих 
членов апробированными типовыми методиками, рабочим инструментарием для 
изучения рынков производителей, распространителей и потребителей деловой 
информации, контактных библиотечных сред, формировать исследовательские 
группы под задачи конкретных библиотек, распространять результаты анализа и 
разрабатывать практические рекомендации. 
Исходные посылки для этого есть. Ряд методик уже разработан 
специалистами крупных научно-методических центров: в частности, методика 
маркетингового исследования "Анализ читательского спроса" (руководитель 
авторского коллектива М. Самохина); набором собственных оригинальных 
методик пользуются специалисты НВЦ "Библиомаркет". Некоторые российские 
библиотеки заказывают такие исследования у своих научных центров и, 
возможно, на определенных условиях позволят воспользоваться ими. Так, ЦГБ г. 
Новоуральска (под Екатеринбургом) провела в 1994 году социологический опрос 
населения "Центральная городская библиотека и горожане: читательские 
интересы и читательская активность" совместно с отделом экономической 
социологии Института экономики УрО РАН. Кемеровская ЦГБ прибегает к 
услугам специалистов местного института культуры. И т.д. 
Наконец, стоит воспользоваться зарубежным опытом проведения 
библиотечных исследований (например, Ассоциация венгерских библиотек в 
1992 году начала осуществление проекта по созданию служб деловой 
информации в публичных библиотеках, в чем получила поддержку Министерства 
культуры и образования. Известны также методики создания служб деловой 
информации в публичных библиотеках Германии и т.д.). 
Серьезным камнем преткновения для деловой библиотеки становится 
необходимость работы не в вялом ритме бюджетной организации, имеющей 
гарантированное финансирование, а в режиме коммерческой, производящей 
фирмы. И здесь известный лозунг "Кадры решают все" становится фактором, 
определяющим жизнеспособность библиотеки. Это не значит, что в штат должны 
быть набраны сплошь экономисты, юристы, программисты, переводчики. Они, 
как правило, не знакомы с методикой библиографирования, не ориентируются в 
читательских потребностях ("читательский спрос" для них "пустые слова"). Мало 
беспокоит их и этическая сторона введения в библиотеке платного 
обслуживания населения: "Мы пришли, чтобы зарабатывать деньги для 
библиотеки, все остальное — изыски," — не раз слышали мы от выпускников 
эконом— и юрфаков. Непродуктивны и реплики некоторых директоров и 
начальников управлений культуры: "Эх, сменить бы половину штата...". 
Поэтому чрезвычайно важно обучение уже работающего персонала навыкам 
управления в условиях рынка, основам экономических знаний, информационному 
поиску, журналистике, социально-психологическим навыкам, работе с 
компьютерной техникой. Специалисту бизнес-библиотеки, как никому другому, 
нужно уметь обосновать и — обсчитывать! — свои предложения и намерения, 
работать с клиентами, устанавливать контакты с поставщиками, партнерами, 
понимать, что происходит в законодательстве, ориентироваться в финансово-
правовых аспектах деятельности организации. 
Так, интересные и полезные в профессиональном плане конференции и 
семинары проводятся в регионах: по организации единой автоматизированной 
информационной сети на базе ЦБС, по проблемам делового чтения молодежи... 
Многие учебные центры, в частности, ИПКИР, активно проводят занятия по 
повышению квалификации в данных областях. Специалистами НВЦ 
"Библиомаркет" предложен библиотечным руководителям учебный семинар "Как 
найти и убедить инвесторов вложить деньги в библиотечную программу?" Ими 
же разработан цикл занятий по теме "Как библиотеке вписаться в 
информационную среду?", состоящий из 4-х уровней: подготовка 
информационного менеджера; обучение библиографов поиску деловой 
информации по печатным источникам; по печатным и машиночитаемым (в том 
числе по теледоступу) источникам; Школа информационных брокеров. С нашей 
точки зрения, при проведении такого рода занятий под эгидой Ассоциации 
деловых библиотек необходимо, чтобы четче срабатывала идея "обратной 
связи". 
Препятствиями для многих комплектаторов справочно-информационного 
библиотечного фонда являются, с одной стороны, высокая стоимость баз данных 
и коммерческих справочников, с другой — большая насыщенность 
информационного рынка сходными продуктами (только правовых баз данных 
насчитывается не менее десятка) и при всем этом — незнание библиотеками 
реальной ситуации на нем. В новых условиях должна быть развернута так 
называемая информация об информации. Что, где, когда и по какой цене стоит 
приобрести, как доставить покупку в библиотеку? Программное обеспечение и 
машиночитаемые информационные ресурсы уже поступают и довольно активно 
продаются в магазинах и их нелегальные копии уже появляются на "черном" 
рынке. Однако только у производителей и серьезных дистрибьюторов 
библиотека может надеяться получить консультации и требуемый ей 
послепродажный уровень сервиса. Надо признать,что специалисты нашего 
Центра с 1994 года целенаправленно изучают столичный рынок 
информационных продуктов, выходят непосредственно на их производителей. В 
результате был организован Центр комплектования библиотек нетрадиционными 
носителями информации. Вместе с тем, вряд ли библиотеки отказались бы от 
регулярного получения аннотированного перечня новых поступлений на 
информационный рынок. 
Сфера коммерческого интереса в бизнесе постоянно расширяется. 
Предприниматель районного уровня стремится в область. Жители областного 
центра заглядывают в районную глубинку. Те и другие выходят на 
межрегиональный уровень. Задача деловой библиотеки — знать, как далеко 
простираются эти интересы, и обеспечить их информацией. Важно понимать 
также, объектом чьего внимания может стать регион, и искать каналы передачи 
коммерческой информации заинтересованным заказчикам. Обмен 
информационными потоками на межрегиональном уровне возможен лишь при 
условии объединения. Как-то сотрудники Мурманской областной научной 
библиотеки с удивлением отметили, что в "Бизнес-карте России" не 
представлены многие предприятия области. Слабость такого уровня 
справочников усиливает позиции конкретной библиотеки как держателя 
исчерпывающей информации по региону. 
Организацию межбиблиотечного рынка деловой информации тормозит 
отсутствие своего периодического органа, подобно тому, что был создан в 1995 
году в Чешской республике. Журнал "INFOCUS" — профессиональная платформа 
для объединения БИБЛИОТЕК, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ 
РЕСУРСОВ и ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. В громадной же России есть только 
узкопрофессиональный журнал "Информационные ресурсы", а два 
библиотечных журнала просто не в состоянии поднять ВСЕ проблемы. 
Деловым библиотекам нужна поддержка средств массовой информации, 
властных и коммерческих структур. Ассоциация могла бы представлять интересы 
библиотек как организатор положительного общественного мнения и рекламы, 
взяв на себя заботы о размещении информации в печати, на радио, 
телевидении, в справочных печатных и электронных изданиях в России и за 
рубежом. 
Пришла пора российским библиотекам установить более тесные 
профессиональные контакты с зарубежными коллегами. Для того хотя бы, чтобы, 
разрабатывая библиотечные концепции, не "создавать велосипед". Так, 
немногие пока знают, что в Западной Европе в течение последних лет регулярно 
проводятся семинары и конференции на тему "Публичная библиотека как центр 
бизнес-информация" (в Испании, Польше, Венгрии, Германии), что зарубежные 
производители информационных продуктов заинтересованы в деловых 
библиотеках России, способных представлять их интересы в регионах, что в 
Англии бизнес-библиотеки существуют уже 30 (!) лет. 
Есть примеры, когда бизнес-библиотеки в Восточной Европе создаются при 
поддержке западных правительственных и общественных фондов (например, 
Щецинская библиотека получила обширный грант от британского 
правительственного фонда "Ноу-хау", и помог ей этого добиться директор 
библиотеки Дорсета, участвовавший в проходившем там в 1991 году симпозиуме 
"Роль библиотеки в местном обществе"). Объединению деловых библиотек 
будет легче формировать группы для обучения в библиотечных и 
информационных школах и центрах Европы, для стажировок в зарубежных 
деловых библиотеках. Не исключено, что такие группы будут созданы не только 
на средства местного бюджета, но и за счет зарубежных общественных фондов, 
предоставляющих гранты. Например, контакты с директором одной из лучших 
публичных библиотек Германии Уттой Клаассен (г.Гютерсло) развиваются 
следующим образом: сначала специалисты "Библиомаркета" побывали на 
стажировке в ее библиотеке; затем фрау Клаассен провела Школу 
библиотечного маркетинга в Москве; спустя год группа из 20 российских 
библиотекарей не только посетила библиотеки Гютерсло и нескольких других 
городов, но и прошла курс учебных занятий; 16 сентября этого года новая группа 
россиян направится в Германию по тому же маршруту. В свою очередь, 
У.Клаассен примет участие в семинаре сибирских библиотекарей. 
Мы назвали лишь малую толику проблем, которые встают перед публичными 
библиотеками, решившими испытать себя в новом качестве. Что-то можно 
решить в одиночку, на местном уровне, но действительно крупное дело лучше 
поднимать сообща.