The Automation of Children's and Juvenile Library  
Rufanova S.M.  
Pushkin Regional Children's and Juvenile Library, Saratov, Russia  
  
   Experience accumulated in the course of computerization of the Children's and Juvenile 
Library is generalized. Stages of the computerized service program for young users, 
hardware used for this program, and computer training are described in detail. The author 
shows that modern information technologies allow for interactive operation with information 
videosystems in various branches of science and that children are offered diverse CD-ROM 
and multimedia information. The analysis of library operation gives grounds to say that 
changes should be made in the education system in order to meet the demands of 
information community.

Компьютеризация библиотеки для детей и юношества

Руфанова С.М.

Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина, Саратов, Россия

В настоящее время уже нет необходимости убеждать кого-бы то ни было в том, что современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для эффективной работы библиотек и качественного обслуживания читателей. Многие российские библиотеки достигли больших успехов в деле компьютеризации библиотечно-информационной деятельности. Библиотеки для детей и юношества в силу объективных причин стоят еще на пороге этого процесса.

Это вселяет большую тревогу. В условиях современного информационного общества, когда количество информации удваивается каждые пять лет, доступ к необходимой информации чрезвычайно сложен даже для взрослого человека. Но особенно трудно ориентироваться в потоке информации детям. На пути ребенка к заветной книге - ряды ящиков с каталожными карточками, формуляры, требования и отказы, море бумаг. Традиционное библиотечное обслуживание отталкивает детей своей загруженностью и догматизмом. Один из реальных способов изменить сложившуюся ситуацию - это компьютеризация библиотек. И наше глубокое убеждение - начинать этот процесс необходимо именно с библиотек для детей и юношества. Во-первых, для того, чтобы сократить путь ребенка к книге и с помощью современной техники обеспечить доступ к книгам, знаниям, к бесценной памяти человечества, хранилищами которой являются библиотеки. Это очень важно для воспитания и образования детей, от этого зависит уровень культуры общества в целом и дальнейшее развитие общества.

Еще один аргумент в доказательство тому, что компьютеризацию библиотечных технологий необходимо начинать с детских библиотек, - это то, что юные читатели, общаясь с компьютерами в детской библиотеке, будут готовы к работе с нею в будущем. Детская библиотека, оснащенная современной информационной и компьютерной техникой, воспитывает активных пользователей информации, умеющих работать с ресурсами новых типов и форм.

Кроме того, появление компьютеров в библиотеке косвенным образом меняет характер общения юных читателей с библиотекой.

Библиотека, где есть компьютеры, станет более привлекательной, особенно для детей, и обязательно привлечет новых читателей.

К счастью, идея компьютеризации Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина была инициирована директором библиотеки Алиферовой А.И. еще в 1991 году. Тогда был создан отдел информатики, главные направления деятельности которого - реализация программы информатизации библиотеки, информационное обслуживание читателей на основе компьютерных технологий и обучение компьютерной грамоте и информационно-библиотечным технологиям. Сейчас библиотека обладает хорошей технической базой для осуществления программы информатизации: 14 персональных компьютеров типа IBM PC AT, лазерный и струйный принтеры, сканеры, ксероксы для осуществления издательской деятельности и другой информационной техникой.

Внедрение библиотечно-компьютерной технологии началось с создания ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА новых поступлений библиотеки. Ввод новых поступлений библиотеки в базу данных начался с 1 января 1992 года. Электронный каталог библиотеки пополнялся и за счет создания тематических баз данных литературы, вызывающей наибольший интерес у наших читателей. В настоящее время библиотека имеет ретроспективные коллекционные базы данных: литература о А.С. Пушкине, зарубежная литература, фантастика, редкие книги библиотеки, книги на иностранных языках, книги по информатике и вычислительной технике, диаматериалы и нотные издания отдела искусств, краеведение.

На основе комплекса программ, позволяющих автоматизировать все библиотечные процессы, созданы автоматизированные рабочие места библиотекарей в отделе обработки литературы, в отделе литературы на иностранных языках, читальном зале, библиографическом отделе, в отделе информатики. Создание автоматизированных рабочих мест библиотекарей в отделах обслуживания позволили пополнить электронный каталог библиотеки книгами из фондов этих отделов.

В настоящее время электронный каталог библиотеки - это более 50 000 библиографических записей.

В отделе обработки литературы автоматизирован процесс комплектования литературы, происходит компьютерная обработка изданий с ведением базы данных новых поступлений и с печатью стандартных выходных форм (каталожных карточек, книжных формуляров, инвентарной книги и т.д.).

Автоматизация читательского абонемента полностью реализована в отделе информатики, здесь поиск книги, учет читателей и контроль за выданной читателям литературой происходит с помощью компьютера .

Библиографическое обслуживание читателей составляет одно из основных направлений деятельности библиотеки при ее информатизации, более того, автоматизация позволяет расширить спектр информационных услуг библиотеки, приблизить читателя к ее фондам. Наши библиографы, а также наши читатели, уже оценили преимущества работы с электронным каталогом: удобство, быстрый и разнообразный поиск по любому элементу библиографического описания, сохранение информации, подготовка справочных изданий и т.д.

Кроме того появились совершенно новые формы информационного обслуживания читателей. В первую очередь это чтение электронных книг и журналов. В настоящее время с экрана дисплея могут быть прочитаны многие книги по информатике и вычислительной технике, ежемесячно библиотека получает новые выпуски электронного журнала "Попурри персональный компьютер".

Существует программное обеспечение, которое позволяет не только поддерживать электронный каталог, но и организовывать документально- фактографические базы данных, содержащие небольшие статьи по вопросам соответствующим определенной теме.

Мы предлагаем нашим читателям несколько подобных баз данных, разработанных Российской государственной библиотекой: экология, мир профессий, выдающиеся представители мировой науки. Наибольший интерес у читателей вызывает база данных по маркетингу, содержащая толкование многих терминов из области предпринимательства и бизнеса, а также подборку соответствующих книг и статей.

Локальная информационная система "Ликс-изборник" (куплена в РГДБ) предлагает нашим юным читателям разнообразную информацию о 100 детских писателях (биография, произведения писателя, статьи о писателе, фильмы по мотивам произведений, памятники героям и т.д.), поиск по героям произведений и даже по настроению: "что тебе хочется: улыбнуться, погрустить или разгадать тайну?". Дружественный интерфейс системы позволяет детям легко и просто выбрать интересные книги.

Современные информационные технологии в библиотеках позволяют предложить читателям не только справочную информацию, но и диалог с информационными видеосистемами в различных областях знаний. В нашей библиотеке читатели, интересующиеся искусством, с помощью компьютера могут совершить путешествие по залам Русского музея, увидеть 50 самых известных картин из экспозиции музея, получить ответ на любой вопрос из истории Государственного Русского музея и из истории создания картин.

А система "Родословия России" знакомит с самыми известными дворянскими и княжескими родами России, иллюстрируя справочную информацию цветными портретами и изображениями гербов. Использование подобных видовых баз данных - одно из перспективных направлений в работе библиотеки.

И, наконец, одно из последних достижений в области вычислительной техники - CD-ROM технология. Впервые в практике детских библиотек и первой среди библиотек города областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина предоставляет своим читателям разнообразную информацию на оптических дисках и системе мультимедиа.

Библиотека имеет собственное издательство, оборудованное на современном уровне. Здесь на базе персонального компьютера реализована система настольного редакционно-издательского комплекса. Современная техника высокого уровня (компьютер, лазерный и струйный принтер, сканер, ксероксы, современные переплетные машины) позволяет издавать методические материалы, справочники, рекламные буклеты, приглашения, визитки, информационные листы, объявления, проводить качественную реставрацию книг.

В библиотеке внедрена система телекоммуникационного обмена информацией (электронная почта), библиотека является абонентом сети EUNET/RELCOM, что предоставляет библиотеке возможность участвовать в информационном обмене между библиотеками.

Решая такие серьезные проблемы, как внедрение новых информационных технологий, следует учитывать, что использование компьютеров в библиотеке для детей и юношества имеет глубокую специфику по сравнению с применением такой техники в библиотеках для взрослых.

В первую очередь, необходимо думать о приспособлении техники к удобству детей. "Дружелюбие" техники, которое дети испытывали и раньше, например, играя в компьютерные игры, должно остаться при работе с библиотечно-компьютерными системами. Библиотечно-компьютерная система должна быть проста в обращении и комфортна.

Необходимы такие программные средства, которые позволяют детям использовать информационные ресурсы независимо от формы их представления. Для этого нужно разрабатывать упрощенные методы поиска в библиотечных компьютерных программах, используемых в детских библиотеках.

К сожалению, таких программных средств мало. Уже имеющиеся на нашем рынке программы первоначально предназначены для библиотекарей и не всегда ориентированы на специфические потребности читателей, в данном случае детей. Надо помнить, что нужды детей в информации также важны и законны, как и потребности взрослых. А пока, на первом этапе, работа читателя с компьютером в детской библиотеке может быть организована через библиотекаря - "переводчика", задача которого помочь ребенку сформирировать свой запрос и выбрать необходимую информацию из всех библиографических записей, предложенных компьютером.

Мы считаем, что библиотека для детей и юношества должна взять на себя воспитание читателей, готовых к работе с новой техникой, воспитание активных пользователей информации.

Именно поэтому отдел информатики областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина разработал и внедрил систему обучения детей и юношества компьютерной грамоте и информационно-библиотечным технологиям. Это многоступенчатая система обучения включает мероприятия для всех категорий читателей.

В первую очередь это общедоступный бесплатный абонемент для читателей "Компьютер в библиотеке". Еженедельно проводятся занятия, в программу которых включены такие вопросы: что может компьютер в библиотеке, что такое электронный каталог, как найти нужную книгу в библиотеке, сохранить информацию и т.д. Эти занятия помогают детям адаптироваться к новой технике, а для библиотекаря создают благоприятные условия для изучения потребностей ребенка в информации, психологии познания, использовании компьютеров.

Пропаганда литературы и знаний по информатике и вычислительной технике - одно из необходимых условий повышения всеобщей компьютерной грамотности. Формы работы в этом направлении в библиотеке очень разнообразны - это и формирование фонда специальной литературы, и книжно-иллюстрированные выставки о самом интересном из области компьютеров, и викторины, и деловые игры, беседы и лекции.

Мероприятия дифференцированы по возрасту. Если для младших школьников - это популярные беседы: "Сто профессий компьютера" или "Как компьютер появился на свет", а также увлекательные викторины и игры, то для старшеклассников и студентов - это более серьезные лекции о применении компьютеров в различных отраслях народного хозяйства и о последних достижениях в области вычислительной техники и информатики.

Для ребят, желающих научиться работать на персональном компьютере, организованы курсы обучения "Работа на персональном компьютере". Программа курса включает в себя изучение основ информатики, изучение устройств компьютера, работа с операционной системой и прикладными программами, и как обязательный элемент - изучение новых информационно-библиотечных технологий.

Работая с детьми, мы убедились, что знакомство с компьютером должно происходить как можно раньше. Доказательство этому - наша программа использования компьютерной техники для разностороннего развития творческих способностей детей младшего возраста. "Компьютер и дети".

Дети 5-6 лет занимаются по системе, представляющей синтез новейшей методики воспитания, программных средств и технических устройств. Специальные игровые и обучающие программы позволяют эффективно формировать и развивать общие умственные способности детей, обучать их математике, конструированию, азбуке, родному языку, развивать познавательную активность, тренировать память и воображение. Главное - ребенок, общаясь с компьютером получает наслаждение от результатов самостоятельной интеллектуальной деятельности. Система является первой ступенью в непрерывном образовании и развитии человека от детского сада к школе, ВУЗу и далее, к профессиональной деятельности.

Создание образовательной среды в детской библиотеке создает благоприятные условия для изучения потребностей ребенка в информации. Становиться возможным выяснить, какая связь между занятиями на компьютерах и грамотностью, какие технические средства, компьютерные программы предпочитают юные читатели и в каких областях знания. Становится возможным изучить психологию ребенка как потребителя информации. Опираясь на эти исследования, библиотека более эффективно решает такие серьезные проблемы,

как внедрение новых информационных технологий в обслуживание детей.

Учитывая уровень автоматизации нашей библиотеки, разнообразие информационных услуг, предоставляемых читателям на основе компьютерных технологий, наша библиотека уже сегодня может оказать огромную помощь школам, лицеям, гимназиям и другим учебным заведениям в проводимой ими реформе образования.

Дело в том, что в последнее время происходит, наконец, понимание того, что необходимо изменить систему образования в соответствии с требованиями информационного общества. И от использования компьютеров в школе только для изучения информатики или, в лучшем случае, для изучения других предметов, необходимо перейти к задачам подготовки учащихся к работе с информацией. Это задачи воспитания образованных членов "информационного общества", которые должны иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания, должны понимать различные формы и способы представления данных, знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться. Недостаточное оснащение школ компьютерами, программным и методическим обеспечением не позволяют в ближайшее время решить эти задачи повсеместно.

Библиотеки, и в первую очередь библиотеки для детей и юношества, обладая информацией и компьютерными технологиями для хранения и распределения информации, могут помочь в проведении реформ образования. Наша библиотека предложила школам города Саратова проект сотрудничества в этом направлении. Первым практическим шагом стала в прошлом году летняя практика учащихся гимназии №1 г. Саратова в областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина, лучшие ученики гимназии создавали базу данных по краеведению. Гимназия регулярно получает базы данных нашей библиотеки. Дальнейшая разработка этой программы, мы уверены, принесет взаимную. пользу, а, главное, повысит уровень информационной культуры молодых людей.

Учитывая опыт внедрения компьютерных технологий в нашей библиотеке, Ассоциация провинциальных детских библиотек России определила за нашей библиотекой направление "Техническое перевооружение детских библиотек". Понимая, что наш опыт внедрения компьютерных технологий может оказаться полезным для тех библиотек, которые делают только первые шаги в этом направлении, и понимая актуальность проблемы подготовки библиотечных кадров для работы в новых условиях, наша библиотека в рамках реализации программы Ассоциации провинциальных детских библиотек России проводит курсы по обучению библиотечным компьютерным технологиям. За последние два года обучено более 50 ведущих специалистов республиканских, краевых и областных детских и юношеских библиотек из 30 городов СНГ.

Программа обучения разработана специалистами отдела информатики библиотеки и включает в себя обучение работе на персональном компьютере, содержание библиотечно-компьютерной технологии, новые формы информационного обслуживания читателей на основе информационных технологий, специфику компьютеризации библиотеки для детей и юношества.

Сделаны первые шаги в осуществлении проекта компьютеризации нашей библиотеки. Впереди еще много нерешенных задач. В наших планах создание локальной компьютерной сети, автоматизация абонементов, расширение информационных услуг, предоставляемых читателям на основе компьютерных технологий. Юные читатели отдают предпочтение компьютерным технологиям в библиотеке. Наша задача - осуществить их надежды, идеи, мечты.