Analysis of Information Demands of Businessmen Is a Basis for Developing a Public 
Business Library  
Mikhnova I.B.  
BIBLIOMARKET Scientific and Implementation Centre, Moscow, Russia 
   
Establishment and activity of "Koutouzovsky" Municipal Information Business Centre are 
described. Results of a special marketing study of information services that focused on the 
demands of users of the region and Moscow as a whole are examined. Two trends in the 
Centre's activity are emphasized: a) training of specialists for information retrieval and b) 
request-product operations. Access to the Centre's holdings is offered free, while services 
based on know-how and expensive hardware are charged.

Анализ информационных потребностей деловых людей - основа создания публичной деловой библиотеки

Михнова И.Б.

Научно-внедренческий центр "Библиомаркет", Москва, Россия

Говорят: "Информация - мать интуиции". Интуиция должна быть присуща бизнесмену: иначе он - не профессионал. Без информации - нет ни бизнеса, ни бизнесмена...

Но как добыть нужную информацию? Куда обращаться, сколько за это надо заплатить, как сформулировать запрос, как скоро он может быть реализован? Ведь, тем, кто действительно делает дело, "завтрашняя информация нужна уже сегодня (лучше вчера)" и лучше если она будет доставлена на его рабочий стол по принципу: "от стола к столу". Почти все руководители фирм, которые еще не имеют возможности содержать собственные информационные службы, согласятся: поиск коммерческой информации - дело сложное, даже, казалось бы, в перенасыщенной и пресыщенной ею Москве.

Однако при явно выраженной (и вполне платежеспособной) потребности в обеспечении информацией пока не заметно особенного ажиотажа в сфере удовлетворения этой потребности. Причин здесь, на наш взгляд несколько.

Первая, едва ли не основная, состоит в том, что дело это весьма ресурсоемко. Требуются не только значительные финансовые вложения в помещения, технику, создание собственных и закупку чужих баз данных, но и огромные вложения в создание коллектива хорошо оплачиваемых специалистов высокой квалификации, способных такие услуги оказывать.

Кроме того, в нашей, к сожалению, крайне нестабильной экономической ситуации, отдача от "бродящих" по стране немалых инвестиционных ресурсов должна быть либо очень большой (как при распродаже невосполнимых ресурсов), либо очень быстрой (как при торговле оружием). Вложения в информационные услуги не обещают ни высокой нормы прибыли, ни оборачиваемости финансовых средств. По мере стабилизации экономической ситуации и выравнивания нормы прибыли вложения в данный сектор станут более привлекательными.

Третья причина состоит в том, что в России традиционно никто не готов оплачивать высококвалифицированный (особенно интеллектуальный) труд. Как следствие, интеллектуальные услуги, в том числе в сфере информации (как показало заседание круглого стола в Российской Торгово-промышленной палате 14-15 сентября 1994 г. по обслуживанию деловых информационных потребностей) во многом - удел "бескорыстных энтузиастов". Чаще всего в качестве таковых выступают либо инофирмы (вкладывающие средства в формирующийся информационный рынок России отнюдь небескорыстно), либо вчерашние госпредприятия или выделившиеся из них сравнительно небольшие группы специалистов, обретшие статус юридического лица.

Полтора года назад по инициативе управления культуры Западного административного округа на базе центральной районной библиотеки N 35, расположенной на Кутузовском проспекте - московском "сити", начал создаваться муниципальный Информационно-деловой центр "Кутузовский".

В настоящий момент ИДЦ "Кутузовский" является единственным подобного рода учреждением информационно-культурного профиля не только на территории Западного административного округа, но и Москвы в целом.

Основные направления его деятельности -

  1. удовлетворение информационнных деловых и социально-бытовых потребностей населения;
  2. удовлетворение различных (информационных, коммуникативных, общеобразовательных, профессиональных, социально-психологических, досуговых) потребностей представителей делового мира округа;
  3. создание "информационного моста" между населением и органами местной власти.

Для создания центра были приглашены специалисты - маркетологи, социологи, экономисты, аналитики, библиографы Научно-внедренческого центра "Библиомаркет", специализирующегося в области маркетинга некоммерческой сферы. Первые их шаги - проведение иссследования рынков, на которых предстояло работать ИДЦ "Кутузовскому": издательского и книготоргового, информационных продуктов и услуг, рынка потребностей бизнесменов в различных видах информации и потребностей различных групп населения в деловой информации. Среди них были: иностранные консульства, производящие организации, инвестиционные фирмы, торговые и посреднические, сервисные организации, рекламные агентства, исследовательские институты, консалтинговые фирмы.

Анализ потенциального спроса на информационные услуги, проведенный группой социологов под руководством кандидата социологических наук М.М.Самохиной, дал следующие результаты: более половины опрошенных, указав на сложности в получении необходимой деловой информации, особо отмечали высокую стоимость информационного поиска, важным фактором которой является отсутствие четких сведений о ее источниках. Если первое заставило работников ИДЦ задуматься о ценах и соответственно себестоимости своих услуг, то второе указывает на необходимость собирания и распространение "информации об информации" - о том, кто именно какие сведения накапливает, с какого времени, в каком виде, кому и на каких условиях их предоставляет и т.д. (Частично эту задачу решает Международное бюро информации и телекоммуникаций, выпустившее недавно трехтомную "Энциклопедию информационных ресурсов" и однотомный справочник по телекоммуникационным ресурсам).

Было выявлено два типа сложных ситуаций, с которыми сталкиваются бизнесмены в поисках деловой информации. Первый - запаздывание, несоответствие имеющейся в печатных и машиночитаемых источниках информации быстро меняющимся реалиям. Это означает, что фирма, принимающая на себя ответственность за достоверность предоставляемой информации, должна систематически отслеживать эти изменения посредством мониторингов, контактов с организациями и людьми - "первоисточниками" информации, анализа прессы, в том числе рекламной...

Второй тип сложных информационных ситуаций - отсутствие во вторичных источниках (справочниках, БД) того ответа, который и является чаще всего предметом поиска. Деловым людям нужна информация о конкретной ситуации или типе ситуаций, конкретной фирме и/или ее продукции, конкретном законе или группе регулирующих постановлений. Между тем, имеюшиеся источники предполагают наличие у потребителя определенных навыков библиографического поиска и значительных временных затрат.

Исследование также показало, что деловые люди безусловно предпочитают не "сырую", а обработанную информацию: аналитические материалы, фактографические справки, рефераты, результаты специально проведенных маркетинговых исследований, конфиденциальные консультации.

У большинства нет ни времени, ни желания, ни умений перерабатывать информационные массивы для отбора нужнных фактов и цифр, а тем более - для сравнения и анализа. Фактически у потребителя есть два варианта поведения: либо научиться добывать и анализировать информацию, либо заказывать поиск специалистам-аналитикам. Отсюда два направления работы ИДЦ "Кутузовский" - организация обучения так называемых информационных брокеров (работников или структурных подразделений фирмы, специализирующихся на поиске необходимой ей информации и/или независимой организации или конкретного человека, делающего ту же работу "под заказ" разных фирм) и работа в режиме "заказ-продукт". Наибольший интерес для деловых людей предствляет маркетинговая информация, в частности, сведения, о фирмах и организациях. Причем просматривается явная тенденция расширения сферы информационного интереса: округ, город, страна, зарубежные страны. Производители, посредники, поставщики, потребители ищут не только адресно реквизитную информацию друг о друге, но и более содержательную: о финансовом положении, материально-технической оснащенности, руководящих кадрах, особенностях деятельности... Подобного рода информация иногда специально собирается по заказу фирм, причем весьма конфиденциально.

ИДЦ "Кутузовский" сделал попытку создания адресно-реквизитной БД по фирмам и предприятиям ЗАО, содержащей расширенную информацию. При перепроверке адресно-реквизитной информации, содержащейся в официально изданных справочниках, даже самых "свежих", выяснилось, что исчезновение или перемена адресов предприятиями и организациями-арендаторами - явление частое и плохо отслеживаемое. Почти половина фирм, указанных в адресно-телефонных справочниках Москвы, сменила свое местопребывание. То же происходит с направлениями деятельности предприятий и фирм, указанных в справочниках. Очень часто они не полностью и даже совсем не соответствуют заявленным. Можно с достаточной уверенностью предположить, что место многих декларированных направлений занимают разного рода торговые операции. АО и СП, созданные при большинстве государственных структур, сами изменили или меняют форму собственности. Это "размножение", при котором одни структуры являются частью других, не фиксируются в справочниках или, во всяком случае, фиксируются недостаточно четко.

Крайне значима для деловых людей правовая информация. Им нужны тексты российских актов, регламентирующих как предпринимательство в целом, так и их конкретные сферы деятельности. Однако, им нужны также комментарии, толкования конкретных случаев и т.п. Информационный поиск часто является поиском гипотезы правового ответа на конкретный вопрос, пути выхода из их конкретной ситуации, правового способа совершения конкретного действия. Накопление такой информации, ее тщательное рубрицирование стало одной из первоочередных задач ИДЦ.

Так чем же должен стать для деловых людей Информационно-деловой центр "Кутузовский"? Информационным посредником, куда бы бизнесмен приходил с любым информационным запросом. Если ответ содержится во вторичной информации, она будет добыта. Если документов таких нет, ответ будет получен экспериментальным путем - с применением методов социологии, статистики, прогнозирования. Одним словом, задача клиента - четко сформулировать запрос, задача центра - оптимальным образом найти ответ на него.

Принцип работы Информационно-делового центра "Кутузовский" (вытекающий из ее статуса структурного подразделения муниципальной библиотеки): доступ к информационным фондам - бесплатный, услуги, основанные на ноу-хау и использовании дорогостоящей техники и баз данных - платные.