“Шведский социализм” начинается с библиотек
(О международном сотрудничестве ЦБС для детей г. Николаева)
“Swedish Socialism” Begins at Libraries.
(On International Projects of Nikolaev Centrilized Library System for Children)
“Шведський соціалізм починається з бібліотек”
(Про міжнародне співробітництво ЦБС для дітей м. Миколаєва)

Семилет Н. В.

Централизованная библиотечная система для детей, Николаев, Украина

Natalia V. Semilet

Centralized Library System for Children, Nikolaev, Ukraine

Семілет Н. В.

Централізована бібліотечна система для дітей, Миколаїв, Україна

Освещается опыт международного сотрудничества Централизованной библиотечной системы г. Николаева. Автор делится впечатлениями от знакомства с работой библиотек Германии и Швеции. Наиболее полно отображено библиотечное обслуживание детей в Швеции.

The paper examines the experience of international cooperation of Nikolaev Centralized Library System for Children. The author shares her impressions on visiting German and Swedish libraries. The paper focuses on children library services in Sweden.

Висвітлюється досвід міжнародного співробітництва Централізованої бібліотечної системи для дітей м. Миколаєва. Автор ділиться враженнями від знайомства з роботою бібліотек Німеччини та Швеції. Найповніше відображено бібліотечне обслуговування у Швеції.

Изменения, происходящие в настоящее время на Украине, дали возможность украинским библиотекарям наладить международные контакты с библиотекарями других стран. Несмотря на то, что Николаев долгие годы оставался закрытым городом, процесс налаживания международных связей коснулся и наших библиотек.

Нам интересен опыт коллег, как из ближнего зарубежья — россиян, белорусов, так и дальнего. Многое узнаем из специальной печати, своими впечатлениями делятся коллеги, побывавшие за рубежом, возможность узнать о том, “как это там у них делается?”- дает нам и ежегодная Международная Крымская конференция. Полезный зарубежный опыт стимулирует инновационную деятельность наших библиотекарей.

Возвращаясь из очередной поездки, после ознакомления с опытом модернизации библиотечного обслуживания в других странах, хочется “перевернуть горы”: немедленно идти на прием к мэру, депутатам, спонсорам и рассказывать, объяснять, доказывать, что все начинается с воспитания маленького человека, с тех условий, в которых он растет, обучается, какие книги читает, какие фильмы смотрит, где и как раскрывает свои творческие способности. И, что во всем этом немаловажную роль играют библиотеки

Беседуя с представителями органов власти, приводим примеры: в маленьком баварском городке Гермеринге, история которого насчитывает не более четверти века (возник при слиянии двух поселков) и где проживает чуть более 20 тысяч жителей, все начиналось со строительства замечательного 3-х этажного здания публичной библиотеки, театра и … спорткомплекса. Мэр города г-н Питер Браун, прибывший на встречу с украинскими библиотекарями, убедительно доказал, почему, прежде всего внимание культуре, а затем экономике. Да потому, что культура влияет на важнейшие аспекты жизни человека. Вот почему, создавая новую административную единицу, его команда приоритетным направлением избрала реализацию права горожан, и прежде всего детей и молодежи, на свободный доступ к информации, к достижениям мировой и немецкой культуры.

Рассказываем о том, что каждый покидающий свой пост президент Америки оставляет след в памяти американцев, построив здание библиотеки в честь “себя великого”. Ну что ж, а мы благодарны нашему президенту уже за то, что он учредил впервые на Украине наш профессиональный праздник — День библиотек.

Надеемся, что государственный подход к развитию культуры, и в частности библиотек, начнет претерпевать изменения в лучшую сторону после парламентских слушаний, после осуществления политической реформы в Украине.

А пока уповаем на бога и просим его словами молитвы, которую я слышала от одного российского библиотекаря: “Боже, дай мне силы изменить то, с чем я не могу смириться, дай мне силы смириться с тем, что я не могу изменить, и дай мне мудрость отличить первое от второго”.

Библиотекари — народ неутомимый и очень быстро откликающийся на все новое и передовое. Библиотеки Николаевского региона делают уверенные шаги в продвижении в мировое информационное общество. Свидетельством этого является эффективное сотрудничество с Международным фондом “Відродження”, с Британским Советом в Украине, Гете-институтом, Посольством Швеции в Украине, Центром информационных ресурсов Посольства США, успешная реализация многих международных проектов, участие в международных семинарах и конференциях, поездки в зарубежные страны с целью ознакомления с опытом наших коллег.

 

По поручению правительства широкомасштабные задачи выполняет Гете-институт в области культурной политики, заботясь о развитии немецкого языка за рубежом, содействия международному сотрудничеству в сфере культуры и в частности библиотечного дела.

Центральная библиотека для детей г. Николаева имеет давние связи с Гете-институтом.

Так, директор Центральной библиотеки была приглашена выступить с докладом на международном семинаре в Киеве в качестве референта от Украины. Доклад, в котором освещалась маркетинговая концепция в работе библиотек ЦБС для детей г. Николаева, заинтересовал немецких коллег и был напечатан в немецком журнале “Buer und Bibliotek” (Книга и библиотека) в 1997 году .

При содействии Гете-института, отдела зарубежных связей Немецкого библиотечного института (г. Берлин) в 1999 г. для группы библиотечных специалистов Украины, в состав которой посчастливилось войти и мне, была организована учебная поездка по библиотекам Баварии. Ее цель — знакомство с организацией библиотечного дела Германии на примере одной из ее федеральных земель. В программу входило посещение учреждений разного типа: Баварской государственной библиотеки, публичных городских, а также университетских в городах Регенсбург, Эрланген и Айхштетт.

Организация библиотечного дела в Германии связана с ее политическим устройством. Библиотеки в каждой федеральной земле подчиняются и финансируются вполне самостоятельными правительственными ведомствами. Общим, что присуще всем библиотекам является финансовая отчетность перед общественностью. И в то же время, в их деятельности безраздельно господствует интеллектуальная свобода, которая дает возможность в богатых библиотеках проводить такие оригинальные и социально значимые для местного населения мероприятия, которые затем приносят библиотеке дивиденды в виде уважения, авторитета, благополучия.

Знакомство с публичными библиотеками состоялось в городах Ландсберг и Гермеринг. Каждая из библиотек имеет свои индивидуальные особенности, но их объединяет забота о читателях, стремление создать для них максимум удобств и разнообразных услуг.

Надолго запомнилось знакомство с университетскими библиотеками, которые всегда открыты для всех желающих, имеют богатые и уникальные фонды, расположены в зданиях, многие из которых по праву можно считать уникальными с точки зрения архитектуры.

Однако, наиболее близок и интересен для нас, детских библиотекарей, опыт работы с детьми в библиотеках Швеции.

Со шведскими коллегами и их интересными идеями мы познакомились еще в 2000 году на 2-х семинарах, организованных посольством Швеции в Украине и Государственной библиотекой для детей Украины.

Шведы приняли приглашение приехать на юг Украины и, при непосредственном содействии Посольства Швеции, на нашей базе в конце 2001г состоялся семинар “Партнерство во имя ребенка”

Для участия в семинаре были приглашены ведущие специалисты Швеции, Николаевской, Херсонской и Кировоградских областей: библиотекари, педагоги, журналисты, представители органов власти.

Во время выступлений и творческих дискуссий участники семинара обменялись опытом работы и обсудили такие вопросы: информационный комфорт семьи, как синтез традиций и новаций в библиотеке для детей, вместе ожидаем рождения и воспитываем будущего читателя, глубинная экология человечества на защите детства, дети в современном телекоммуникационном пространстве.

Очень интересные выступления шведов: Лизы де Сузи — консультатнта-библиотекаря региональной библиотеки г. Оребру, Катарины Дорбель-консультанта-библиотекаря г. Вестра Йотланда, Биргиты Тенандер — руководителя проектов Шведского института, сменялись не менее удачными докладами ведущих специалистов Центральной библиотеки для детей, а также преподавателей Николаевского педагогического университета. Тепло принимали участники семинара педагога-рассказчика из Швеции Ульфа Эрнстрема. Проведенный им work-shop по развитию умения рассказывать, увлек всех.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, — гласит народная мудрость. И вот в октябре прошлого года по приглашению Шведского института украинская делегация в составе 4-х человек — руководителей ЦБС для детей Николаева и Севастополя были приглашены в Швецию для знакомства с работой библиотек.

Швеция, как правило, вызывает у нас положительные эмоции: там делают самые надежные в мире автомобили “Вольво”, там присуждают Нобелевские премии, там написаны любимые нами детские книги. Разбуди ночью россиянина или украинца, спроси, что такое Швеция, и он, скорее всего пробормочет: “Карлсон на крыше”. Очень часто шведскую модель развития называют социалистической. Не будем увлекаться политологией — мы библиотекари, но если вести речь о “шведском социализме”, то по нашему мнению, он начинается с библиотек! Библиотеки Швеции —это уникальное явление, как и все в Швеции. Ими накоплены богатые традиции обслуживания книгой и обеспечения информацией разных слоев населения.

Публичные библиотеки рассматриваются не только как очаги книжной и печатной культуры, но и как важнейшие центры свободного общения людей, проведения различных мероприятий, театральных и концертных представлений, лекций и бесед, дебатов и дискуссий. Муниципальные органы власти постоянно стремятся к улучшению материально-технической базы и строительства новых зданий для библиотек. Простота и комфорт — основные отличительные черты внутрибиблиотечных интерьеров. Удобная, стильная мебель, легко трансформирующаяся и создающая, при необходимости, новые пространства: мини-концертный зал, мини-галерею и т. п. Особое значение придается освещению, фитодизайну. Нас удивляли и восхищали замечательные композиции из живых цветов, обилие зелени при искусственном освещении.

Шведы любят сохранять и беречь традиции прошлого. Об этом свидетельствуют замечательные музеи, которые нам удалось посетить. Но и в каждой из библиотек мы увидели мини-экспозиции, отображающие то ли историю библиотеки, то ли ее связи с выдающимися людьми города. А в Публичной городской библиотеке Стокгольма с особой любовью оформили экспозицию стульев, которыми пользовались читатели со дня ее открытия и до наших дней. К дизайну стульев здесь отношение особое: стул должен быть прочным, удобным и красивым. Его дизайн в детской библиотеке может быть стилизован под мышонка или другое животное, высокая закругленная во внутрь спинка — защищать от посторонних взглядов и создавать иллюзию уединенности, и т. п.

Компьютер в библиотеках Швеции воспринимается как средство, необходимое для оперативного осуществления основных их функций. Когда кто-то из нашей делегации задал вопрос: “Сколько в вашей библиотеке компьютеров?” — заведующая удивленно ответила: “А мы не считали”.

Компьютеры доступны любому читателю. Запись книг, как в детской библиотеке, так и во взрослой производится читателями самостоятельно. Что интересно: пользование компьютерами напоминает “ шведский стол”, то есть они установлены таким образом, что копаться в “информационном меню” и получать “информационную пищу” можно только стоя. Это значит, что в библиотеке компьютеры — необходимая реальность, они — средство оперативного получения информации, а не развлечения.

Дети с необыкновенной легкостью адаптируются в мире глобальных информационных сетей, здесь для этой цели созданы все условия.

С 1996 года шведские дети могут воспользоваться услугами “Детской библиотеки” в Интернете. Еженедельно это делают 1700-2000 пользователей. Стоимость проекта 450 000 крон, которые выделяются Фондом “Культура будущего” и Региональной библиотекой Западного Этланда.

Идея этой виртуальной библиотеки возникла тогда, когда выяснилось, что детям и библиотекарям не легко находить необходимые страницы в сети Интернет.

Главная страница предлагает для выбора девять позиций: “Книжная информация”, “Напиши книжку”, “Разговор о книгах”, “Библиотека”, “Писатель”, “Книги”, “Герои книг”, “Спросите библиотекаря”, ссылки на другие страницы.

Самая популярная — это “Книжная информация”, которая включает сотни аннотаций на книги, упорядоченные по возрасту читателей, по жанрам произведений и по другим характеристикам, например по темам. Посетив страничку “ Разговор о книгах”, можно принять участие в дискуссиях, к которым привлекаются и писатели. Позиция “Книги” дает возможность находить книги и отдельные произведения, которые можно непосредственно прочесть в Интернете и т. д.

У дошкольников и подростков вызывают большой интерес озвученные странички, когда диктор читает тексты и рецензии.

“Детская библиотека” постоянно обновляется: каждый раз здесь появляются много новинок. В настоящее время ведется робота над новым проектом ““Радость от чтения”, который базируется на сотрудничестве библиотек со школами для глухонемых детей.

Инвалиды — это особая категория пользователей шведских библиотек. Программа “Яблоко”, которая на государственном уровне внедряется в большинстве публичных библиотек Швеции, как раз предполагает, чтобы дети-инвалиды себя таковыми не чувствовали. Специальная полугодовая подготовка библиотекарей, помогает им свободно общаться с такими читателями, преодолевая психологический барьер, и обучать их пользоваться компьютерными программами, разработанными исключительно для них, с подключением специальных дисплеев, цветной клавиатуры, разговорного синтезатора и т. п. Для плохо видящих детей, тексты на мониторе можно увеличить в 16 раз, что позволяет ребенку получить необходимую информацию самостоятельно.

Публичные библиотеки Швеции централизованно получают всю необходимую бибтехнику: от мебели до компьютеров, от ксероксов до разнообразных канцтоваров. Им доставляются специальные варианты информационных накопителей, куда входят: книги с крупным или брайлеровским шрифтом, аудио и видеокассеты, СD-RОМ, т. е. одно и тоже произведение на различных носителях, чтобы оно было доступно даже читателям с различными физическими проблемами

Что касается книжного фонда, то при большом количестве читателей, как взрослых, так и детей, книги на полках — в замечательном состоянии, стоят как новенькие все на подбор, что вызвало у нас естественное удивление. Оказывается, фонд полностью подлежит обновлению не реже чем 1 раз в 5 лет, а если книга, изнашивается то и раньше. Расстановка библиотечного фонда обеспечивает быстрый и доступный поиск необходимой литературы. Этому способствует различные цветовые определители, символы, наклеенные на корешок книги.

Обычно дети и взрослые обслуживаются в одном здании публичной библиотеки. Для детской библиотеки отводятся большие и светлые помещения со специальной мебелью. Приоритет обслуживания читателей-детей чувствуется во всем.

В Швеции существует “культ” по отношению к детям: их любят, их не наказывают, им разрешают все, даже в общественных местах, (что не раз нам приходилось наблюдать) их воспитывают, в первую очередь, на лучших образцах литературы.

В связи с тем, что стоимость книг в Швеции достаточно высока, государство заботится, чтобы каждый ребенок хотя бы, трижды, в различные периоды своего детства, получил в подарок хорошую книгу. Этому способствует специальные программы.

Нас познакомили с интересными программами, которые разрабатывает и обеспечивает их внедрение книжное издательство “Книга для всех”. При нем существует специальная служба, разрабатывающая такие программы, которые стимулировали бы чтение детских книг в семье. “Почитай мне, папа!” “Для всех внуков” — проекты, которые финансируются различными профсоюзами. Организация пенсионеров государственных предприятий и Шведский союз пенсионеров сотрудничают с учителями народных школ, библиотекарями и детскими садами.

Открытием стало для нас знакомство со школой и школьной библиотекой города Бароса. Здесь приятно удивляло все: мониторы в коридорах, из которых учащиеся получают информацию о школьной жизни (какой учитель заболел, и кто будет его заменять, какое интересное общешкольное мероприятие в ближайшее время ждет ребят, из них же они узнали о том, что школу посетили гости с Украины); условия, в которых дети учатся: чистота, порядок, обеспечение всем необходимым от учебников до красок и кисточек; необычная организация учебного процесса: каждый выбирает привлекающую его тему и в течение года работает над ней.

Здесь учащимся уже не обойтись без инфотеки. Именно такую структуру создали в школе на базе школьной библиотеки и компьютерного класса. Двенадцать автоматизированных рабочих мест, беспрепятственный выход в Интернет. Параллельно необходимую информацию можно получить из печатной продукции: книг, журналов, информационных накопителей. Недостаток информации можно компенсировать в публичной библиотеке, которая работает в тесном контакте со школой.

Изучив и подготовив определенную тему, учащиеся отчитываются о проделанной работе перед сверстниками, учителями, родителями. Родители, к слову, очень активно привлекаются к учебному процессу и общественной жизни школы.

Здесь нет классов, дети обучаются в небольших группах — до 12 человек, каждый сидит за отдельной партой. Состав групп может меняться в зависимости от выбранной темы

Стиль одежды, поведения и общения школьников напоминает американский: свобода во всем! К тому же, при посещении школы, мы уже знали, что шведским детям разрешается все: даже сидя приветствовать директора школы и гостей.

В Швеции обязательное 9-летнее среднее образование, затем более 95% учащихся продолжают обучение в течении 3-х лет в гимназии, где по желанию обучаются по одной из 16-ти общенациональных учебных программ с научной или профессиональной ориентацией. И постоянно они ощущают потребность в библиотеке, в книге, в информации. Программы учебных заведений строятся так, что сам преподаватель рекомендует дополнительно литературу по своему предмету, многие книги изучаются прямо на уроках.

Культ печатного слова, как и культ ребенка, мы наблюдали везде. Шведы народ читающий. Полистать за чашечкой кофе толстую утреннюю газету, да не одну — святое дело для большинства граждан. Сделать это можно в публичной библиотеки бесплатно. Никто не спросит твою фамилию, не заставит сдать одежду в гардероб. Здесь же можно сыграть пару партий в шахматы или в шашки, назначить встречу своим друзьям — пенсионерам в библиотечном кафе.

Нам показали самые разные библиотеки. Они очень популярны среди жителей и богаты своей разновидностью. Это королевская библиотека, публичные, библиотека — детский сад для детей —эмигрантов, сериатеки (библиотеки комиксов). Но особое восхищение вызвали у нас библиотеки при культурных центрах. Здесь под одной крышей размещены: и библиотека для мам с маленькими детьми, и сериатека для подростков, и выставочные залы, и книжный магазин, и детское кафе, и бар для взрослых, и художественная

студия для малышей, куда можно прийти всего лишь один раз и получив мольберт, краски, фартучек, порисовать под руководством опытного педагога.

Юные посетители культурного центра с одинаковой охотой знакомились с новыми книгами, принимали участие в конкурсе на лучшую сказку и в состязании на самый высокий прыжок на ярком батуте. Здесь проявляют заботу и о том, чтобы детям было где физически размяться и на время отвлечься от чтения. А молодым мамам , пришедшим с несколькими детьми, созданы условия поменять грудничку памперс, который выдают бесплатно, покормить ребенка. Ни один культурный центр не обходится без библиотеки. Любовь к книге и чтению — это национальная черта шведов

Создать для своих пользователей атмосферу душевного комфорта, ненавязчиво и оперативно предоставить информацию — основная задача библиотекарей. Зарплата, у которых, к слову сказать, не такая уж большая — 20 тыс. крон в месяц, что приблизительно эквивалентно 2 тыс. $ (для сравнения 1 хот- дог стоит 20 крон, посчитайте сколько хот-догов можно купить на зарплату российского или украинского библиотекаря в сравнении со шведским.

Шведские библиотекари также одержимы своей работой, как и наши. Это, наверное, межнациональная черта библиотечного сообщества. Они постоянно ищут новые формы привлечения читателей и популяризации книг, понимая при этом, что от них самих, зависит какое мнение складывается в обществе о библиотеках. Девиз шведских библиотекарей: “Не ждать, а удержать инициативу”.

Опыт зарубежных коллег свидетельствует об усилении роли библиотек в развитии демократии и местного самоуправления, социальной сферы и международных связей. Он дает возможность не только узнать что-то новое, побуждающее к творчеству, инновациям, но и сравнить свои достижения и недостатки с тем, что делают зарубежные коллеги. Он вселяет надежду на лучшую судьбу библиотек и библиотекарей в стране, где мы живем.