Музей-обсерватория ГАИШ МГУ и задачи
формирования современного научного мировоззрения
The Museum Observatory of Moscow State University
Astronomical Institute and Formulating Modern Scientific World Outlook
Музей-обсерваторія ДАІШ МДУ і завдання
формування сучасного наукового світогляду

Менцин Ю . Л.

Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга
(ГАИШ) МГУ, Москва, Россия

Yuli L. Mentsin

Moscow State University P. K. Sternberg State Astronomical Institute, Moscow, Russia

Менцин Ю. Л.

Державний астрономічний інститут ім. П. К. Штернберга (ДАІШ) МДУ, Москва, Росія

Важнейшей задачей формирования современного научного мировоззрения в наши дни стало преодоление возникшего во второй половине ХХ века отчуждения науки от общества. В отличие от предыдущих эпох, многие люди начали видеть в науке иррациональную и враждебную силу. Существенную роль в преодолении подобных настроений начинают играть научные музеи, посетители которых, благодаря наглядности и возможности попытаться сделать что-то своими руками, могут глубже понять особенности работы ученых и сути применяемых ими методов исследований. В ряду таких музеев заметное место принадлежит музею-обсерватории Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ.

The major task of formulating modern scientific outlook today is to overcome society’s estrangement from science that emerged in the second half of the 20th century. In contrast with the earlier epochs, many people today regard science as an irrational and enemy force. Scientific museums play a key role in overcoming such feelings, as, due to the demonstrativeness of exhibits, their visitors have the opportunity to understand the character of research work and the nature of research methods. The Museum Observatory of Moscow State University P. K. Sternberg State Astronomical Institute is among such museums.

Найважливішим завданням формування сучасного наукового світогляду у наші дні стало подолання відокремлення науки від суспільства, що виникло у другій половині ХХ століття. На відміну від попередніх епох, багато людей стали бачити в науці ірраціональну і ворожу силу. Істотну роль у подоланні подібних настроїв починають відігравати наукові музеї, відвідувачі яких, завдяки наочності і можливості спробувати зробити щось своїми руками, можуть глибше зрозуміти особливості роботи вчених і сутність застосованих ними методів досліджень. Серед таких музеїв чільне місце належить музею-обсерваторії Державного астрономічного інституту ім. П. К. Штернберга МДУ.

Научно-учебный музей-обсерватория является самостоятельным подразделением Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ) МГУ. Музей организован в 2002 г. Он расположен в помещениях старинной, построенной в 1831 г. обсерватории Московского университета, поставленной в 1979 г. на государственную охрану в качестве памятника архитектуры и градостроительства. Главной задачей музея является проведение архивных и историко-научных исследований по изучению истории астрономии в Московском университете. Материалы исследований публикуются в научных изданиях и используются для создания экспозиций и подготовки учебных курсов, читаемых в ГАИШ (прежде всего, 50-часового курса истории астрономии). Кроме того, в задачи музея входит проведение экскурсий, показ звездного неба, чтение популярных лекций, проведение занятий со студентами и школьниками. Музей располагает значительным количеством ценнейших экспонатов (старинные астрономические инструменты, часы, уникальный телескоп-астрограф, установленный на главной башне обсерватории, и др.), в число которых входит комплекс зданий обсерватории. Конечно, ни по своим масштабам, ни по богатству коллекций он не может сравниться с крупнейшими научными музеями Москвы, однако, благодаря ряду своих особенностей, музей ГАИШ начинает играть весьма важную роль в формировании современного научного мировоззрения.

Еще совсем недавно, 15-20 лет назад, основная задача формирования научного мировоззрения заключалась в ознакомлении общественности с важнейшими элементами естественнонаучной картины мира (устройство Вселенной, основные законы природы и т. д.), новейшими научно-техническими достижениями и перспективами их применения. В последние годы выяснилось, что этого недостаточно. Превращение науки во второй половине ХХ века в одну из ведущих сил современности породило в общественном сознании немало опасений, некоторые из которых (например, опасения вредных последствия генной инженерии) вполне обоснованны. Безусловно, современные ученые ведут активную работу по преодолению подобных страхов, однако результаты этой работы трудно признать удовлетворительными. Главная проблема заключается в том, что современное общество перестало доверять науке как таковой, все чаще рассматривая ее как некую чуждую и даже враждебную силу. Отсюда массовые увлечения оккультизмом и паранауками, попытки ниспровергнуть существующую науку и т. п. В этих условиях важнейшей задачей, стоящей перед учеными, становится преодоление отчуждения науки от общества. Ученым необходимо убедить людей в том, что научная деятельность неразрывно связана с традициями общества, его культурой, религией и даже искусством, что идеалы и ценности науки не только не противоречат общечеловеческим, но наоборот, являются одними из их высших воплощений.

Существенную роль в решении этой задачи могут сыграть современные музеи, позволяющие, благодаря использованию принципа интерактивности, как бы войти в прошлое, пожить его жизнью. Если раньше экспозиции музеев отгораживались от посетителей, то теперь, наоборот, их приглашают войти в крестьянский дом, средневековую мастерскую, типографию Гуттенберга. Причем не только войти, но и самим попытаться что-то сделать копиями старинных инструментов, смоделировать тот или иной процесс на компьютере, заглянуть через Интернет в экспозиции других музеев, чтобы представить комплексную картину прошлого, и т. д.

Применение подобных методов организации экспозиций в историко-научных музеях позволило бы посетителям познакомиться с повседневной жизнью ученых, лучше понять особенности применяемых ими методов исследований, а также (это сейчас особенно важно) причины, по которым ученые доверяют этим методам и столь критически относятся к многочисленным попыткам создать альтернативные (более эффективные, понятные, “народные”) науки. Интересно отметить, что принцип интерактивности оказывается весьма поучительным не только для посетителей музеев, но и для самих ученых. В последние годы некоторые исследователи попытались при помощи сохранившихся приборов или их копий воспроизвести ключевые опыты выдающихся экспериментаторов прошлого (Фарадея, Джоуля и др.). При этом выяснилось, что, хотя мы знаем, какие именно результаты должны получить, воспроизведение таких опытов — весьма сложная задача. Ее решение требует массы дополнительных ухищрений, о которых, как правило, ничего не говорят учебники, и позволяет лучше понять причины, по которым современники этих экспериментаторов нередко подолгу не признавали полученные ими результаты.

Погружение в прошлое, стремление воспроизвести его своими собственными руками ведет к более глубокому пониманию того, как в действительности живет и развивается наука и тем самым содействует преодолению ее отчуждения от общества. Немаловажная роль в этом преодолении принадлежит таким музеям, которые, подобно музею-обсерватории ГАИШ, сами являются “живой” историей.

Комплекс зданий обсерватории был построен в 1831 г. на участке земли, подаренном Московскому университету купцом-меценатом З. П. Зосимой. Ныне этот участок находится вблизи станции метро “Краснопресненская”, а сама обсерватория, построенная по проекту известного архитектора Д. Г. Григорьева, является архитектурной достопримечательностью Москвы. Здания обсерватории неоднократно использовались для съемок художественных и научно-популярных фильмов, телепередач, видеоклипов и т. д.

Строительство обсерватории осуществлялось под руководством видного российского ученого, впоследствии ректора Московского университета, академика Д. М. Перевощикова. В XIX — начале ХХ вв. на обсерватории, помимо ее первого директора Перевощикова, работали известные российские ученые Б. Я. Швейцер, Ф. А. Бредихин, В. К. Цераский, П. К. Штернберг и др., внесшие существенный вклад в развитие астрономии. Параллельно с научными исследованиями шла модернизация университетской обсерватории, которая после установки на ней в 1900 г. 15-дюймового телескопа-астрографа вошла в то время в число крупнейших астрономических центров мира. В 1931 г. на базе обсерватории был организован Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга (ГАИШ), ставший, благодаря деятельности С. Н. Блажко, Б. А. Воронцова-Вельяминова, Н. Н. Парийского, В. Г. Фесенкова, И. С. Шкловского и других выдающихся ученых, ведущим центром астрономических исследований СССР, а затем России.

Обсерватория на Пресне сыграла важную роль не только в истории отечественной науки, но и в истории культуры и общественно-политической жизни страны. Так, в число учеников Перевощикова входили А. И. Герцен и М. Ю. Лермонтов. В середине XIX века обсерватория была одним из популярных культурных центров Москвы. Во время революции 1905—1907 гг. обсерватория оказалась в эпицентре боев на Пресне. Позже она, благодаря ее директору, профессору астрономии и видному члену РСДРП (б) П. К. Штернбергу, была тесно связана с деятельностью большевиков, хранивших здесь оружие.

История обсерватории неразрывно связана с проблемой точного времени, служба которого была создана в 1860-е гг. В начале ХХ века ведущие часовщики Москвы приезжали по понедельникам на обсерваторию, чтобы проверить свои хронометры. 1 сентября 1931 г. отсюда началась подача сигналов точного времени по радио, которая не прекращалась даже во время войны, под бомбежками. В годы войны более двадцати сотрудников и студентов ГАИШ героически погибли, защищая Родину, а студентка, летчица Е. Руднева была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Ныне ее именем названа одна из улиц Москвы.

В 1954 г. ГАИШ переехал на Ленинские горы, а обсерватория на Пресне превратилась в один из филиалов института. В настоящее время, после окончания реставрации, в части помещений обсерватории находятся научные лаборатории, а в ее главном здании располагается музей истории астрономии в Московском университете. Посещая этот музей, человек, находясь в центре города, попадает в заповедный уголок Москвы XIX века. Тут он может побродить по залам обсерватории, познакомиться с различными астрономическими инструментами и приборами, посмотреть в телескоп, послушать популярные лекции, что особенно важно сейчас, когда не работает городской планетарий. Однако главное достоинство музея заключается все же в ином. Обсерватория на Пресне является одним из старейших научно-исследовательских центров России. Находясь в этом центре и знакомясь с его историей, посетители могут глубже осознать и прочувствовать то, что наука — это, прежде всего, весьма древний и, в то же время, постоянно обновляющийся социальный институт, неразрывно связанный тысячами нитей со всем обществом. В наши дни воспитание такого, доброжелательного и уважительного отношения к науке со стороны общества является, по-видимому, важнейшей задачей формирования современного научного мировоззрения.