Библиотечная политика
Library Policy
Бібліотечна політика

Кузьмин Е. И ., Манилова Т. Л .

Министерство культуры Российской Федерации, Москва, Россия

Evgeny I. Kuzmin, Tatyana L. Manilova

Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow, Russia

Кузьмін Є. І., Манілова Т. Л.

Міністерство культури Російської Федерації, Москва, Росія

Представлены подходы к классификации библиотечной политики, к пониманию ее как социокультурного феномена. На фоне исторической ретроспективы даны основные направления современной библиотечной политики, осуществляемой Министерством культуры Российской Федерации.

The paper discusses the approaches towards classification of library policy and understanding it as a sociocultural phenomenon. Within the historical context, the major trends in modern library policy pursued by the Ministry of Culture of the Russian Federation are discussed.

Розглядаються підходи до класифікації бібліотечної політики, розуміння її як соціокультурного феномена. На тлі історичної ретроспективи подаються основні напрями сучасної бібліотечної політики, яку проводить Міністерство культури Російської Федерації.

В последние годы обсуждение проблем библиотечной политики стало обычным явлением. Это понятие стало все чаще употребляться при объяснении сложных процессов, происходящих в библиотечном деле. Феномену библиотечной политики, еще далеко не изученному, посвящаются книги, статьи и даже диссертации. В этом материале, написанном для “Библиотечной энциклопедии”, представлена попытка в краткой форме энциклопедической статьи очертить контуры этого многогранного явления, вновь обретшего актуальность в последние годы. Предлагая в рамках крымской конференции этот текст, его авторы приглашают коллег к дискуссии.

Библиотечная политика — это деятельность органов государственной власти и управления, общественных структур, отдельных организаций, определяемая их целями и направленная на организацию и стимулирование процесса модернизации библиотек и/или библиотечного дела.

Понятие “библиотечная политика” ввела в отечественную профессиональную литературу Л. Б. Хавкина в работе “Книга и библиотека” (1918), отметив, что библиотечную политику не следует отождествлять с политикой государства, т. к. “…библиотека должна закладывать фундамент общечеловеческой культуры. Поэтому влияние государственной политики… придает ее деятельности тенденциозный и односторонний характер”.

В современном библиотековедении отсутствует научно обоснованная классификация библиотечной политики. В то же время существуют подходы к ее подразделению по нескольким основаниям:

Эффективность библиотечной политики определяется степенью ее ресурсного обеспечения (материального, информационного, административного, интеллектуального и т. д.), готовностью общества и профессиональной среды воспринимать, формировать, реализовывать, развивать предлагаемую библиотечную политику.

Наиболее концентрированно библиотечная политика проявляется в официальных документах осуществляющих ее субъектов, (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, циркулярные письма, программы, учредительные документы организаций, манифесты и др.).

Условно зарождение библиотечной политики в России можно отнести к периоду издания специальных актов государства в отношении библиотек в начале 18 в. (указы Петра I об учреждении Библиотеки Российской Академии наук, о передаче исторических документов из монастырей в библиотеки государственных учебных заведений; Екатерины II об обязательном экземпляре и об основании Императорской Публичной библиотеки). Исторически библиотечная политика в России связана с цензурной политикой империи. Так, “Закон о печати” (1867), ввел разрешительный порядок открытия библиотек через Министерство внутренних дел. Усилили надзорные функции “Временные правила” (1884) и “Правила о бесплатных народных читальнях и порядке надзора за ними” (1890), которые действовали вплоть до 1917. В конце 19 — начале 20 в., кроме органов государственной власти, активными субъектами библиотечной политики выступали органы земского и городского самоуправления, а также общественные, филантропические организации, в чьи цели входило просвещение народа (например, Комитеты попечительства о народной трезвости), различные общественные библиотечные организации. Земства и городские думы создали к концу 19 в. библиотеки во всех губерниях, большинстве уездных городов и крупных населенных пунктах. Существенное место в библиотечной политике того время занимала деятельность меценатов (Ф. Ф. Павленкова, И. Д. Сытина и др.), жертвовавших большие суммы на строительство и содержание библиотек. Таким образом, в дореволюционной России библиотечная политика была многосубъектной (полисубъектной).

После 1917 библиотечная политика официально осуществлялась исключительно органами партийной и государственной власти в соответствии с централизованной системой управления, т. е. стала только государственной. Какое-то время еще сохранялась деятельность профессиональных и иных общественных организаций, однако она осуществлялась под жестким контролем партийных и государственных органов власти. Библиотечная политика в стране стала моносубъектной.

Первыми документами, выражающими суть библиотечной политики советского государства, были декреты 1918: “О постановке библиотечного дела” и “Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР”, которыми была фактически узаконена национализация библиотечного дела. Частные библиотеки разрешалось иметь только крупным деятелям науки и культуры, оформившим установленные охранные документы. Дальнейшее усиление государственной библиотечной политика утвердили решения VIII съезда РКП(б) в 1919 о программе партии и “О политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне”; декрет “О централизации библиотечного дела в РСФСР” (1920), которые обеспечили создание сети библиотек, охватившей большинство населенных пунктов страны и действовавшей под государственным контролем. Методическое обеспечение библиотечной политики этого периода осуществляли журнал “В помощь самообразованию”, “Красный библиотекарь”, “Коммунистическое просвещение” и др. Постановление Совнаркома РСФСР 1932 г. “О работе массовых библиотек” предписало организовать республиканские (АССР), краевые и областные научные библиотеки в качестве центров методической работы и обслуживания массовых библиотек в области библиографии. В каждом районе формировались центральные районные библиотеки с фондом литературы для сети передвижных библиотек. Тем самым была укреплена иерархическая система руководства библиотечного дела. Эту линию продолжило постановление Совета Министров РСФСР 1946 г. “О мерах по укреплению районных и сельских библиотек”.

Идеологические функции библиотек в наибольшей степени закрепили постановления ЦК ВКП (б) “О литературной критике и библиографии” (1940 г.), ЦК КПСС “О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе” (1974 г.).

Определяющую роль в формировании библиотечной политики советского периода сыграли В. И. Ленин, Н. К. Крупская, значительный вклад в развитие теории и практики внесли видные специалисты библиотечного дела — К. И. Абрамов , Ю. В. Григорьев , В. В. Серов , О. С. Чубарьян и др.

Наиболее значительным итоговым документом советской библиотечной политики стало “Положение о библиотечном деле в СССР”, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13. 03. 1984, которое закрепляло моноидеологические задачи библиотек (пропаганда марксизма-ленинизма, преимуществ социалистического строя, советского образа жизни и т. п.), а также провозглашало создание в стране единой системы библиотек.

В результате социально-политических преобразований в начале 90-х гг. вновь изменилась парадигма библиотечной политики. Вновь вошел в жизнь сам термин “библиотечная политика”. Снова начали возникать и формироваться разные субъекты библиотечной политики. Возникли библиотечные общества и ассоциации. Региональное звено государственного управления и органы местного самоуправления начали вести самостоятельную политику. Появились зарубежные и российские организации, распространяющие свою благотворительную деятельность на библиотеки, был основан, например, Библиотечный благотворительный фонд . Проблемы формирования и реализации библиотечной политики стали предметом профессиональных дискуссий.

В результате, к концу 20 в. стала складываться многосубъектная (полисубъектная) многоуровневая общенациональная библиотечная политика с заметной государственной (как федеральной, так и региональной), муниципальной, общественно-профессиональной и благотворительной составляющими.

Библиотечная политика не существует изолированно, сегодня она может рассматриваться, в соответствии с основными функциями библиотеки, по меньшей мере, как часть культурной, образовательной и информационной политик.

Главным, наиболее активным и последовательным субъектом государственной библиотечной политики является Министерство культуры Российской Федерации. Основные направления библиотечной политики Министерства определяют два глобальных фактора: вхождение России в информационное общество и социально-политические и экономические преобразования в России. Цель современной государственной библиотечной политики —— содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации. К основным задачам относятся: организация и стимулирование процесса модернизации (реформирования) библиотек и библиотечного дела в целом, содействие созданию инфраструктуры библиотечного дела, реформированию и развитию профессионального сознания в русле общемировых тенденций и ценностей демократического общества, развитию профессиональных коммуникаций, в т. ч. международных.

Основным документом, который юридически закрепил основные идеи государственной библиотечной политики, стали Федеральный закон “О библиотечном деле” (1994 г.), а также региональные библиотечные законы, разработанные на его основе.

Главным инструментом реализации библиотечной политики Минкультуры России являются федеральные целевые программы: “Сохранение и развитие культуры и искусства в Российской Федерации” (1992-1996 и 1997-1999 гг.) и “Культура России” (2001-2005 гг.). Основные направления библиотечной политики нашли отражение в разделах этих программ, посвященных библиотекам. В ФЦП “Культура России” (2001-2005 гг.) выделены следующие направления:

Создание и развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети “Либнет” (федеральные и региональные библиотеки). Внедрение системы международных машиночитаемых форматов, разработка и внедрение стандартов и других нормативных материалов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных он-лайн-центров. Подключение региональных библиотек к действующим компьютерным сетям. Создание электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках субъектов Российской Федерации.

Реализация национальной программы сохранения библиотечных фондов. Обеспечение нормативного режима их хранения, реставрации и консервации. Развитие федерального и региональных центров консервации, материально-технической базы сохранения библиотечных фондов. Создание страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ. Организация единого распределенного фонда книжных памятников, создание электронных изданий книжных памятников.

Приобретение особо ценной научной и методической литературы, повышение качественного состава и эффективности расходов при комплектовании фондов.

Осуществление комплекса мер по адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым требованиям путем проведения семинаров, курсов, конференций (региональных, общероссийских, международных), в т. ч. в федеральных и региональных библиотеках.

Комплектование и обеспечение специальными техническими средствами библиотек для слепых. Выпуск и поставка в библиотеки для слепых брошюр серии “Круг чтения” и брайлевских малотиражных изданий, “говорящих книг”.

Организация работы библиотек по информационной поддержке органов государственной власти, содействию местному самоуправлению, а также по осуществлению правовой реформы. Обеспечение прав детей, молодежи и инвалидов на библиотечно-информационное обслуживание. Осуществление мониторинга информационно-библиотечного обслуживания населения. Участие в международных проектах по развитию библиотечного дела, конференциях, стажировках, выставках и др. мероприятиях. Поддержка проектов, направленных на развитие новых форм деятельности библиотек.

Безопасность музейных и библиотечных фондов.

Литература

  1. Володин Б. Ф. Общегосударственная библиотечная политика: мировой опыт и некоторые отечественные стереотипы: (постановка пробл.) // Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров: Сб. науч. тр. СПб., 1992. Вып. 1.
  2. Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий: Гос. политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. М., 1999.
  3. Фирсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. СПб., 2000.