Публичная библиотека как провайдер экологической информации
Public Libraries as Providers of Ecological Information
Публічна бібліотека як провайдер екологічної інформації

Левицкая Л. В., Сибирцева Е. А., Карауш А. С.

Муниципальная информационная библиотечная система г. Томска, Томск, Россия

Lidia V. Levitskaya, Elena A. Sibirtseva and Alexander S. Karaush

Tomsk Municipal Information Library System, Tomsk, Russia

Левицька Л. В., Сибірцева О. А., Карауш О. С.

Муніципальна інформаційна бібліотечна система м. Томська, Томськ, Росія

Рассмотрены вопросы функционирования, решаемые задачи, структура и особенности работы Центра экологической информации библиотеки “Северная” в составе МИБС. Библиотека “Северная” принимала участие в смотре-конкурсе работ библиотек по экологическому просвещению населения в 2000-2001 гг., где заняла первое место по России.

The issues of operation, tasks, structure, features of the Center For Ecological Information of the “Severnaya” Library within the Municipal Information Library System are discussed. The Library won the all-Russia contest of library projects on ecological training of population held in 200-2001.

Розглянуто питання функціонування, вирішувані завдання, структуру й особливості роботи Центру екологічної інформації бібліотеки “Північна” у складі МІБС. Бібліотека “Північна” брала участь в огляді-конкурсі робіт бібліотек Росії по екологічній освіті населення в 2000-2001 р., де зайняла перше місце.

Тема экологического обучения и развития человечества в согласии с законами природы представляет для публичных библиотек значительное поле деятельности. В ряде публичных библиотек были организованы специализированные фонды и подборки ресурсов экологической тематики, для удовлетворения информационных запросов пользователей.

В таких условиях публичная библиотека должна стать провайдером информационных ресурсов по экологической тематике в полном объеме. Мы понимаем под определением “провайдер” предоставление информации из фондов библиотеки, а также профессиональное использование информационных каналов, имеющихся у библиотеки. Пользователь в таком случае должен получить ответ на запрос в одном месте через единый “интерфейс” обмена информацией.

Библиотека, чтобы позиционировать себя как провайдера экологической информации, должна решать следующие задачи:

  1. Постоянное изучение информационных потребностей пользователей по экологической тематике.
  2. Создание информационных ресурсов по экологии и смежным наукам.
  3. Организация обслуживания запросов пользователей на основе современных информационных технологий.
  4. Координация работы с государственными и общественными организациями, работающими в области экологии.

В Муниципальной информационной библиотечной системе города Томска на базе библиотеки-филиала “Северная” в 1999 году был создан Центр экологической информации, основная цель работы которого – информационная поддержка экологического образования. Библиотека “Северная”, являясь библиотекой универсального содержания (обслуживает 12 тыс. читателей), выделила проблему экологического образования как главную и выполнила проект “Экология – зона тревоги”, поддержаный Институтом “Открытое общество”.

Для реализации поставленной цели требовалось наличие системы экологического просвещения. Были разработаны:

В структуру Центра экологической информации вошли:

1. Задача изучения информационных потребностей была реализована следующим образом:

1.1. Большая часть потребителей, интересующихся экологией – это учащиеся, студенты, преподаватели, поэтому Информационная служба начала свою деятельность с анализа учебных программ по экологии в образовательных учреждениях города Томска.

1.2. Для того, чтобы представить реальную картину обеспеченности библиотек города экологической информацией, библиографами Информационной службы был изучен состав фондов по экологии библиотек МИБС, школьных и 2-х университетских библиотек города, а также Областной детско-юношеской библиотеки. Результатом этой работы стал “Сводный указатель книг, периодических изданий и аудио-видеоматериалов по экологической проблеме”. В этот указатель вошли материалы с 1990-1999 гг.

1.3. С 2001 года узнать о любых изданиях (и не только экологической тематики), находящихся в фондах библиотек Томского госуниверситета, Томского политехнического университета, Сибирского государственного медуниверситета, МИБС, Областной научной библиотеки им. Пушкина, можно благодаря “Открытой электронной библиотеке”, которая явилась результатом работы по корпоративному проекту (www. oel. tomsk. ru).

1.4. С помощью социолога МИБС в 1999 г. было проведено исследование на тему “Изучение информационных потребностей пользователей по экологии” (исследование проводилось на базе библиотеки, респондентами были учащиеся, студенты, преподаватели). На основе полученных результатов были выявлены основные тематические блоки, информация по которым наиболее востребована пользователями. В соответствии с этим формировались информационные ресурсы Центра экологической информации. В дальнейшем эти сведения корректировались при помощи ежеквартальных анализов запросов разных категорий пользователей.

2. Под задачей формирования информационных ресурсов мы понимали: выделение и наполнение специализированного фонда, создание собственных ресурсов на основе Электронного каталога МИБС, создание полнотекстовой БД, привлечение удаленных ресурсов по экологии с использованием Интернет. Как это реализовано?

2.1. В настоящее время специализированный фонд Зала экологической информации составляет полторы тысячи изданий справочной, учебной, научной литературы по экологической проблематике.

Работа с периодическими изданиями:

Выписаны 12 наименований периодических изданий, статьи из которых представлены в электронном каталоге МИБС. (Система “ИРБИС”, ГПНТБ). По электронной почте регулярно поступают в адрес Центра бюллетени Вестника АсЭкО, бюллетени “Химия и жизнь”, “Экология и права человека”, выпускаемые Союзом “За химическую безопасность”. По мере накопления материал систематизируется и служит основой для создания дайджестов и информ-досье.

Планомерность пополнения библиотечного фонда:

Комплектование осуществляется по электронному каталогу книготорговых фирм “Топ-книга”. Такая форма работы позволяет оперативно отслеживать новейшую литературу экологической направленности, дает возможность быстро заказать интересующий пользователя документ, обеспечивает систематическое поступление новой литературы (ежемесячно). В 1999-2000гг. было приобретено 203 экз. экологической литературы. Многоаспектность раскрытия специализированного экологического фонда для пользователей осуществляется через электронный каталог, картотеку “Экология и современность” (211разделов), тематические списки, обзоры, выставки. Информируют о новинках: бюллетень новых поступлений, информ-листки, выставки просмотры, информация на Web -страничке МИБС.

Научно-познавательные и обучающие видеофильмы (19 названий), аудиокассеты с записью голосов птиц, звуками природы, CD -учебник “Экология: Общий курс” стали основой для создания медиатеки Центра экологической информации.

2.2. Информационная служба Центра занимается аналитико–синтетической обработкой информации и формированием печатных и электронных ресурсов. По наиболее актуальным проблемам на базе электронного каталога МИБС выпускаются информ-листки, аннотированные тематические списки “Экология в начальной школе”, “Томск – проблемы экологии”, “Экономика природопользования”, бюллетени новых поступлений.

Освоение технологий сканирования, распознавания текстов позволило начать создание полнотекстовой базы данных из публикаций экологической тематики. Издание и тиражирование на ее основе дайджестов экологической информации по темам, наиболее востребованным пользователями (“Здоровье человека и окружающая среда”, “Экологическая безопасность в быту”, “Экологические проблемы Томской области”). Полные тексты этих дайджестов представлены на Web-странице МИБС (www. library. tomsk. ru).

3. Задача организации обслуживания запросов пользователей на основе современных технологий решается:

3.1. В зале экологической информации, который ежедневно посещают учащиеся, студенты осуществляется поиск экологической информации по разовым запросам пользователей. Выполнение запросов по правовым аспектам экологии осуществляется с помощью правовой поисковой системы “Гарант”. Использование возможностей Internet позволяет выполнять сложные запросы в области экологии (“Магнитная очистка воды”, “Влияние железа на организм человека”, “Деятельность Гринпис” и др.). Увеличивается количество запросов, выполненных на основе удаленных ресурсов Интернет. Сегодня сотрудниками Центра осваиваются технологии создания интерактивных списков с указанием электронных адресов источников, которые пользователь может просмотреть и выбрать именно то, что нужно. Тематический поиск с использованием Интернет и полнотекстовых баз данных дает пользователям огромные возможности подбора информации самого разного характера и из самых разных источников.

3.2. Абоненты индивидуальной информации – преподаватели средних и высших учебных заведений регулярно получают информацию по интересующим темам посредством телефонных оповещений, сообщений по электронной почте. Эффективным способом информирования абонентов стало сканирование обложек новых поступлений и аннотаций к ним (электронный вариант оповещения).

Для преподавателей проводятся Дни специалиста, Дни информации, выставки-просмотры, обзоры новой учебной литературы экологической тематики.

Анализ работы показал, чем чаще и разнообразнее контакты с преподавателями, тем эффективнее работа Центра в целом (увеличивается число пользователей, конкретизируются темы и запросы и т. д.).

3.3. Сервисные услуги Центра: сканирование, компьютерный набор текста, распечатка, ксерокопирование, пересылка материалов по факсу, поиск информации в Internet.

Техническое обеспечение Центра экологической информации:

В библиотеке существует локальная компьютерная сеть, объединяющая 5 компьютеров – Pentium-166, PentiumIII -750, Celeron-300, Сeleron-500, Celeron -900, струйный принтер, матричный принтер, лазерный принтер; планшетный сканер А4, копировальный аппарат Xerox . Доступ в Интернет осуществляется по коммутируемому каналу через корпоративный сервер МИБС.

3.4. Зал экологической культуры для детей оформлен специально для маленьких посетителей библиотеки. Эта категория читателей лучше всего усваивает знания в процессе игры. Поэтому основные формы массовой работы проводимые здесь: игры-путешествия, аукционы знаний, викторины, экоинформины, конкурсы, выставки-размышления, выставки-диалоги.

4. Взаимодействие с организациями:

4.1. Свою работу Центр координирует с государственными и общественными организациями г. Томска. Тесные связи поддерживаются с Комитетом природных ресурсов Томской области, Экологическим центром учащихся, школами города Томска, Химико-технологическим лицеем, Политехническим университетом, средствами массовой информации. При составлении программы своей деятельности Центр руководствуется планами работы этих организаций, разрабатываются совместные циклы мероприятий. Специалисты Комитета природных ресурсов, преподаватели вузов в свою очередь оказывают помощь: консультации для библиотекарей и пользователей Центра, принимают участие в информационных мероприятиях. На базе Центра создан и принимает активное участие в ее деятельности экологический совет (7 человек).

Направленность работы на оптимизацию экологической обстановки в регионе:

Для каждого региона наиболее остро стоит проблема информации по экологическим проблемам, экологическому состоянию каждого района, города, области. Используя материалы, предоставляемые Комитетом природных ресурсов, сотрудники Центра экологической информации создают информационные ресурсы для разных категорий пользователей. Библиотека осуществляет информационное обеспечение научно-практических конференций по экологическому образованию, семинаров преподавателей, Экологических чтений.

Деятельность Центра экологической информации отражалась в выступлениях на телевидении, радио и статьях в периодических изданиях (местных и центральных).

Освоение и использование информационных технологий дает новые возможности, позволяет успешно осуществлять деятельность библиотеки направленную на информационную поддержку экологического образования и экологического просвещения населения.

Библиотека “Северная” участвовала во всероссийском смотре-конкурсе работ библиотек по экологическому просвещению населения в 2000–2001 гг., где заняла первое место по Томской области (I этап) и по России (II этап).