Библиотерапевтическая деятельность библиотек
в контексте информационно-психологической безопасности
Bibliotherapeutic Activity of Libraries in the Context
of Information and Psychological Security
Бібліотерапевтична діяльність бібліотек
в контексті інформаційно-психологічної безпеки

Дрешер Ю. Н.

Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Казань, Россия

Ключенко Т. И.

Казанская государственная академия культуры и искусств, Казань, Россия

Yulia N. Dresher

Republican Medical Library and Information Center

Tamara I. Kluchenko

Kazan State Academy of Culture and Arts, Kazan, Russia

Дрешер Ю. Н.

Республіканський медичний бібліотечно-інформаційний центр, Казань, Росія

Ключенко Т. І.

Казанська державна академія культури і мистецтв, Казань, Росія

Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности личности в современных условиях, органично связанная с состоянием информационной сферы общества, чрезвычайно многопланова и пока недостаточно хорошо изучена. Анализ научного багажа библиотерапии, значительного практического опыта библиотек в реализации библиотерапевтической деятельности свидетельствует о целесообразности их использования в поисках возможностей социальной стабилизации личности.

The problem of providing information and psychological security of individuals in modern conditions is organically connected with the state of information environment. This multi-aspect problem has been still byway. The analysis of the scientific content of the bibliotherapy, as well as the libraries vast experience in administering bibliotherapy evidences that it is an efficient method of personality social stabilization.

Проблема забезпечення інформаційно-психологічної безпеки особистості в сучасних умовах, органічно пов'язана зі станом інформаційної сфери суспільства, надзвичайно багатопланова і поки що недостатньо добре вивчена. Аналіз наукового багажу бібліотерапії, значного практичного досвіду бібліотек у реалізації бібліотерапевтичної діяльності свідчить про доцільність їх використання у пошуках можливостей соціальної стабілізації особистості.

Определение путей разрешения проблем национальной безопасности (военного, экономического, информационного психологического и т. п. характера) и реализация принятых решений имеют жизненно важное значение для России в ХХI в. Противоречивость и динамичность изменений военно-политической обстановки в мире, новое геополитическое и социально-экономическое положение нашей страны, расширение НАТО на восток, кризис духовности в обществе — все это делает настоятельным требованием времени быстрое создание эффективно действующей системы национальной безопасности [1].

В связи с вышесказанным в течение последних 5—7 лет в обществе начала осознаваться новая глобальная проблема — информационно-психологической безопасности. Под информационно-психологической безопасностью в настоящее время принято понимать состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий [2]. В решении этой проблемы на передний план выходит норма развития, эволюция этноса как норма “этнического потока”, репродуктивного потенциала нации, общества. Разрушителем этого потенциала нередко выступают социальные вирусы, которые, правда, могут нести не только отрицательный, но и положительный заряд. Понятие “социальный вирус” впервые ввел в научный оборот известный ученый А. И. Субетто [3]. Мы считаем, что это — определенные образцы поведения, навязываемые человеку, обществу, этносу через сознание путем информационного воздействия. Они разрушают естественную, традиционную для данного общества эволюцию.

Социальный вирус ведет себя по отношению к социуму крайне жестко, быстро укрепляя свои позиции. Он, по существу паразит, быстро размножаясь, протестует против социальной программы общества, его традиционных устоев, находя изъяны, показывая негативные фрагменты, и через них разрушает его.

Именно через эти изъяны социальный вирус как новая, чуждая форма жизни декларирует, что обществу нельзя стоять на месте, тем более пятиться назад, нельзя создавать условия для прерывания репродуктивного потока нации, так как именно в этих условиях у социальных вирусов появляется право на жизнь.

Различают следующие основные виды информационно-психологического воздействия:

самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или же телевизионной техники);

преднамеренные манипулятивные воздействия на личность с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (нейролингвистическое программирование, виртуальная реальность и т. п.).

Поэтому первостепенное значение приобретает изучение такого важного аспекта современной политики России, как информационно-психологическое обеспечение безопасности общества, психологическая защита населения, противодействие негативным социальным вирусам. Необходимый уровень исследования указанных проблем может быть обеспечен лишь при условии взаимодействия ряда наук, среди которых свое место должна занять и библиотерапия.

Проведенные нами систематизация и обобщение различных подходов к пониманию библиотерапии (“рецептурный”, “мотивационный”, “педагогичес-кий”), осмысление тенденций и определение прогноза ее развития позволили сформулировать следующее определение: библиотерапия — это наука о закономерностях, механизмах, способах сохранения и укрепления физического и духовного здоровья, целостности личности в неблагоприятных условиях посредством синтезирования ситуаций чтения специально подобранной литературы.

Библиотерапевтическое направление в библиотековедении, одним из основателей которого является Н. А. Рубакин, зародилось в нашей стране в конце ХIХ в. Психология восприятия литературных произведений и ее особенности у различных категорий читателей всегда привлекали внимание, ибо чтение помогает человеку обрести духовную опору, найти позитивные пути выхода из кризисных ситуаций. Значительное внимание исследованию восприятия художественных текстов в основном уделяли специалисты в области общей и педагогической психиатрии (В. А. Невский, А. А. Гайворонский, А. П. Нечаев, А. Ф. Лазур-ский и Н. А. Рубакин). Представители харьковской психологической школы (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.) отстаивали мысль о терапевтическом воздействии художественных произведений. Именно эта идея впоследствии дала толчок к изучению терапевтических ресурсов чтения. Были определены критерии отбора литературы, дающей наибольший терапевтический эффект, проведена классификация с точки зрения психотерапевтического воздействия (А. М. Миллер) различных жанров литературы (и не только художественных произведений). Впоследствии применимость библиотерапевтического анализа в современных условиях была подтверждена В. И. Беспаловым, который опробовал информационно-психологические тесты Н. А. Рубакина.

За рубежом проводятся теоретические и прикладные исследования в области библиотерапии (Р. Риордан, Л. Вильсон, К. Шродес, Дж. Т. Пардек, Дж. Кал-хоун и др.), создаются специальные списки и указатели литературы для библиотерапевтов, снабженные пояснительными записками и информацией о предполагаемом эффекте от воздействия конкретного произведения.

Сегодня библиотерапевтическая деятельность, вобрав в себя потенциал социологии, психологии и педагогики чтения, по сути превратилась в междисциплинарную. Ее характеризуют расширение сферы применения, высокая динамика развития, гибкость, большой интегративный потенциал.

Методологическим ориентиром библиотерапии выступают основные положения теории чтения: 1) чтение является растущей общественной потребностью, обусловленной во всех своих проявлениях социально-экономическими факторами; 2) чтение является развернутой социально-коммуникативной деятельностью, активно влияющей на формирование общественного сознания и социально-экономический прогресс.

В ходе наших исследований выявлены и обоснованы позитивная динамика и перспективы развития библиотерапии как отрасли научного знания и практической деятельности. Они обусловлены следующими факторами: растущими общественными и индивидуальными потребностями в сохранении и укреплении физического и духовного здоровья, целостности личности; развитием новых перспективных методологических подходов в науке (антропоцентрического, гомеостатического, синергетического и др.); распространением в обществе идеологии здорового образа жизни; тенденцией к гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека.

Эволюционные процессы в профессиональной рефлексии, в осознании библиотекарем своей психолого-педагогической миссии углубляются. Взгляд на библиотекаря как на специалиста, деятельность которого сочетает черты труда педагога и социального работника, который призван выполнять в меняющемся обществе множество новых функций, в том числе культурно-досуговую, психотерапевтическую, получает все большее признание в среде ученых и практиков.

Анализ результатов опроса по поводу реальной востребованности библиотерапевтической деятельности библиотек в системе общественного труда (в качестве анкетируемых в нашем исследовании выступали руководители культурно-досуговых, медицинских учреждений, учителя, врачи, пациенты лечебных учреждений и реабилитационных центров, студенты вузов — всего 1827 респондентов) показал, что среди психотравмирующих ситуаций, когда требуется помощь библиотекаря-библиотерапевта, респондентами чаще всего указывались развод и его угроза, болезнь, потеря родственников, страх, разочарование, тревога, беспокойство, конфликты с окружающими, внутриличностные конфликты. Характерной особенностью библиотерапевтической деятельности являются межличностное взаимодействие библиотекаря и читателя, в ходе которого личность библиотекаря оказывает сильное влияние на содержание и характер библиотерапевтического процесса. В силу этого личностный потенциал библиотекаря-библиотерапевта во многом определяет эффективность его деятельности и является ядром его профессиональной компетентности. Библиотекарь-библиотерапевт должен иметь развитые способности к коммуникации, эмпатию, интуицию, владеть широким диапазоном библиотерапевтических методик, обладать глубокими системными знаниями о человеке, особенностях его развития, общения, поведения в кризисных ситуациях, механизмах гармонизации его состояния, укрепления здоровья. Системообразующим элементом личности библиотекаря-библиотерапевта является его гуманистическая направленность.

Библиотека как институт социализации располагает огромным совокупным информационным потенциалом. Социализирующая информация, предоставляемая библиотекой, носит диахронный характер и имеет обратную связь, что позволяет характеризовать ее социализирующее влияние. Особо следует подчеркнуть, что данное влияние может быть направленно максимально точно на конкретную личность с ее конкретными проблемами.

В настоящее время библиотеками накоплен значительный научный багаж по использованию ими методов психологической коррекции личности (библиотерапия, эстетотерапия, имаготерапия, терапия творческим самовыражением и т. д.) в оздоровительной деятельности, а также книги и чтения как специфического средства терапии.

Возможность прогнозирования глобальных решений, новые знания, появляющиеся при решении общепедагогических проблем здорового образа жизни, раскрытие общих закономерностей умирания и реанимации, понимание работы механизмов иммунной системы — все это уже сейчас позволяет формировать теорию и практику информационно-психологической защиты личности в рамках кодекса ноосферного мышления.

Литература

Панарин И. И. Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России. – М., 1994. – С. 13.

Колин К. П. Фундаментальные основы информатики: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 300 с.

Субетто А. И. Новая парадигма исторического развития и общественный интеллект // Современная высшая школа (литературный журнал). – 1991. – № 2. – С. 81.