Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы
National Library Policy: Results and Prospects
Державна бібліотечна політика в Росії: підсумки і перспективи

Кузьмин Е. И.

Министерство культуры Российской Федерации, Москва, Россия

Evgeny I. Kuzmin

Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow, Russia

Є. І. Кузьмін

Міністерство культури Російської Федерації, Москва, Росія

 

В докладе рассматриваются общие принципы, основные положения и проблемы формирования государственной библиотечной политики в современной России, подводятся некоторые итоги ее реализации за последнее десятилетие, определяются основные перспективные задачи в сфере информатизации библиотечного дела, отраженные в программе ЛИБНЕТ.

General principles, basic provisions and the problems of formulating national library policy in modern Russia are discussed. Some results of the national policy of recent decades are reported, major perspective tasks of library informatization reflected in the LIBENET Program are defined.

У доповіді розглядаються загальні принципи, основні положення і проблеми формування державної бібліотечної політики в сучасній Росії, підводяться деякі підсумки її реалізації за останнє десятиліття, визначаються основні перспективні завдання в сфері інформатизації бібліотечної справи, відображені в програмі ЛІБНЕТ.

 

1. Общие положения

Глобальная информатизация, изменение общественной формации и процессы регионализации в России привели к формированию новой парадигмы развития библиотечного дела, усилению роли библиотек в обеспечении информационной и культурной целостности страны. Трансформация системы функций библиотек, детерминированная социально-экономическим развитием общества, является основой смены ориентиров и механизмов формирования и реализации государственной библиотечной политики.

Проведенные исследования показывают, что целенаправленная государственная библиотечная политика есть только одно из слагаемых всей суммы воздействий государства и общества на библиотеки. Государственная библиотечная политика является сложной интегральной функцией от политики, проводимой государством в разных общественных сферах, главные из которых – информационная, культурная, образовательная.

Главной задачей государственной библиотечной политики в переходный период является модернизация библиотек на основе информационных технологий в русле общемировых тенденций развития информационного общества, что позволяет ослабить негативный фактор нарастающих региональных различий в уровне библиотечного обслуживания населения и ресурсного обеспечения библиотек России.

В современных условиях приоритетными направлениями государственной библиотечной политики становятся информатизация библиотечного дела, расширяющая возможности доступа населения к информации, и сохранение библиотечных фондов как важнейшей части национальных информационных ресурсов и культурного наследия страны.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность реализации государственной библиотечной политики, является активная включенность профессионального сообщества в процесс ее формирования.

* * *

Развитие библиотечного дела в России в 1990-е годы отмечено серьезными противоречиями – несомненными достижениями на одних направлениях и потерями на других, активизацией одних библиотек и затуханием других.

Проблемная ситуация, указывающая на необходимость формирования новой парадигмы государственной библиотечной политики, может быть определена как резкий дисбаланс между сложными, многоаспектными задачами, решаемыми современными библиотеками, значительным расширением их социальных, информационных и образовательных функций, с одной стороны, а с другой – невозможностью решения этих задач в рамках прежних представлений о миссии библиотек в обществе и их взаимодействии с государственными управленческими структурами. Крайне неоднородное развитие библиотек по многим параметрам исключает возможность унифицированного, одномерного подхода к формированию и реализации государственной политики в этой области.

Библиотеки как открытая система связаны с внешним миром, со всей инфраструктурой общества несравненно большим количеством факторов, чем любая другая сфера культуры, так как они удовлетворяют наиболее широкие запросы населения. В связи с этим, при обобщении и оценке деятельности библиотек необходимо анализировать деятельность всей системы библиотек страны в ее неразрывности и во взаимодействии не только с пользователями, но и с системой книгоиздания, информации и телекоммуникаций.

В законе “О библиотечном деле” сознательно очерчены лишь базовые принципы государственной политики в области библиотечного дела. На смену монополии центра в вопросах государственной культурной политики стал приходить плюрализм этой политики – органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили право на разработку и осуществление своей собственной культурной политики, собственных региональных программ развития культуры.

Параллельно с этим получили свободу и самостоятельность в осуществлении собственной политики в отношении подведомственных библиотек и все федеральные органы исполнительной власти. Задачи Министерства культуры Российской Федерации в отношении библиотечного дела формулируются как определение целей и приоритетов в развитии библиотечного дела и управление деятельностью подведомственных библиотек.

Особенность новой правовой ситуации состоит также и в том, что взаимодействие библиотек и взаимодействие ведомств на библиотечном поле является их добровольным правом. Даже в таких вопросах, как создание библиотечной компьютерной сети России, где роль жестких стандартов, казалось бы, невозможно преувеличить, как показывают и мировой, и наш сегодняшний практический опыт, единые решения с очень большим трудом входят в реальную повседневную практику. И это свидетельствует о необходимости поиска вариативных решений.

Децентрализация, нарастание плюрализма, создание многих полюсов влияния являются отражением глобальных процессов. Решающее воздействие на них оказывает не столько демократизация, сколько стремительное распространение новых информационных технологий, приводящее к тому, что прежняя вертикальная иерархическая структура общества заменяется на новую, где главную роль играет горизонтальное взаимодействие между различными самостоятельными субструктурами и группами, взаимодействие, основанное на целесообразности.

Очевидно, что в исторически короткие сроки не может быть изжито представление о том, что государство есть наилучший и единственный выразитель воли, потребностей и интересов всего народа. В переходный период общественного развития, когда не вполне осязаемы его вектор, конечные цели, не вполне понятны и выявлены интересы различных социальных групп, приоритеты государственной политики неминуемо определяются во многом субъективно, и степень их выверенности зависит от личности тех, кому поручено проводить политику “от лица государства” – от уровня их образования, гуманитарных взглядов, глубины понимания текущего состояния общества, проблем и перспектив его развития, объективных закономерностей эволюции библиотечного дела в мире, точности ориентиров, методов управления, понимания и навыков анализа альтернатив, выраженности и активности позиций людей, которые занимают ключевые посты в ведущих библиотеках, их взглядов и т. п.

Библиотеки находятся на пересечении потребностей и интересов самых разных социальных групп населения, которые (прямо или опосредовано) оказывают различные по силе и характеру воздействия на их развитие. Результирующая этих воздействий, являющихся производными от взглядов всех этих групп на задачи библиотек, и определяет для библиотек вообще и для каждой библиотеки в частности их место в обществе, статус, уровень благополучия, перспективы развития и т. д.

В 1990-е годы решающим по силе фактором воздействия на библиотеки оказалась не государственная политика в области библиотек, а общая политика федерального правительства, направленная на демократизацию и децентрализацию власти, ускоренное создание рынка, приватизацию промышленности и сферы услуг, либерализацию производства (в том числе, в сфере книгоиздания и книжной торговли), освобождение цен, резкое сокращение бюджетного финансирования социальной сферы. Следствием этих действий федеральных властей стало то, что уровень материального благосостояния подавляющего большинства библиотек существенно снизился – под влиянием как объективных, так и субъективных факторов.

Воздействие государства и общества на библиотеки в первой половине 90-х годов не было осознанным, специально спланированным и целенаправленным. Оно было опосредованным – но при этом гораздо более результативным, чем влияние собственно государственной библиотечной политики, которую в это время проводили Министерство культуры РФ, другие федеральные ведомства, а также органы государственной власти субъектов РФ по отношению к библиотекам, находящимся в их ведении, и которая имела для них абсолютно охранительный характер.

Политика Министерства культуры РФ по отношению к библиотекам других ведомств имеет только рекомендательный, профессиональный характер. Степень воздействия этой политики на библиотеки других ведомств находится в зависимости от того, насколько она грамотно выстроена и преследует ли она объединительные цели, а также от профессионального уровня, целей и доброй воли библиотек других ведомств и самих этих ведомств.

И эта политика есть только малая составляющая всей политики государства, оказывающей влияние на библиотеки. А если учесть, что на развитие библиотек огромное влияние оказывают и местные органы власти, и многочисленные негосударственные (общественные и частные) структуры (например, фонды), то вклад этой составляющей во всю сумму действий нации (государства и общества) по отношению к библиотекам еще меньше.

Таким образом, ответственность за состояние библиотек и библиотечного обслуживания в стране несет не только федеральное ведомство, номинально ответственное за государственную культурную политику, и даже не только федеральное правительство, а все общество.

Единая государственная политика в области библиотечного дела, понимаемая как скоординированная и сбалансированная в общем масштабе политика всех ее активных субъектов (за рубежом такую политику иногда определяют как национальную, в нашей многонациональной стране ее лучше назвать общенациональной) – это идеал, к которому должны стремиться все общество, все органы государственной и муниципальной власти, все негосударственные структуры, наконец, сами библиотеки. Путь к достижению этого идеала и есть путь к национальному согласию, который пролегает через всеобщий свободный доступ к знаниям и информации, и здесь огромная роль принадлежит библиотекам.

Сильной и сбалансированной государственная библиотечная политика будет только тогда, когда она будет складываться из сильных библиотечных разделов государственной политики в области культуры, образования и информации, а желательно еще и в области науки, экологии, создания правового государства и т. д. Только тогда в библиотеках будут аккумулированы в необходимых объемах все знания и вся информация, достаточные для эффективного преобразования страны и нормализации всей жизни. Однако государственная информационная политика пока еще делает первые шаги, у нее нет пока серьезной развитой инфраструктуры, на которую она могла бы опираться, и еще нет ориентации на библиотеки.

Библиотеки должны предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы общество перестало рассматривать их только как одну из подотраслей культуры, и увидело бы в них эффективный социальный институт, призванный прежде всего обеспечивать развитие интеллектуального потенциала страны, информационно-культурное сопровождение процесса её политической и экономической модернизации, создание правового демократического государства, формирования гражданского общества, трансляцию новых идей, знаний, информации по всей территории страны, её интеграции в мировое информационное сообщество.

На основе широких исследований состояния библиотечного дела в регионах России, разделения всех стоящих перед библиотеками проблем на общие для всей страны и местные, специфические, характерные только для данного конкретного региона, данной конкретной библиотеки, к середине 90-х гг. были определены приоритеты библиотечной политики Министерства культуры РФ, о которых многократно рассказывалось в профессиональной печати и на многочисленных научных конференциях. Эта политика была и остается нацеленнной на создание необходимых условий для решения важных социальных задач, реализации конституционного права граждан на свободное получение информации из общедоступных источников и усиление роли библиотек в развивающемся информационном обществе.

Основной проблемой формирования и реализации эффективной государственной библиотечной политики как части культурной политики была и до сих пор остается необходимость преодолеть глубоко укоренившийся в нашем обществе стереотип восприятия публичной библиотеки прежде всего и даже исключительно как культурно-досугового центра и побудить увидеть в библиотеке прежде всего центр информационный, а в самой информации – основополагающий фактор развития общества, важную часть культурного наследия.

Государственная библиотечная политика – сложный общественный феномен: многоуровневый, многокомпонентный, многополюсный, многосубъектный, многомерный. В связи с этим, исследования, посвященные изучению каждого из аспектов государственной библиотечной политики, интегрируются в библиотечную политологию, новый, по сути, раздел библиотековедческой науки, который необходим в современных условиях. Можно констатировать, что хотя в процесс формирования и реализации демократической государственной библиотечной политики сегодня вовлечено множество людей, мы стоим лишь у истоков создания механизмов согласования профессиональных и общественных интересов.

2. Политика Министерства культуры России
в области информатизации библиотечного дела

Информатизация библиотечного дела – неотъемлемая часть процесса построения информационного общества в России. Доминанта этого процесса – выработка государственной политики, ориентированной на формирование единого информационного и культурного пространства страны, создание условий для развития гражданского общества, преодоление информационного, в частности, “цифрового” неравенства между регионами страны, типами поселений, различными слоями населения, отраслями экономики, интеграция России в мировое информационное пространство.

Решение этих задач неразрывно связано с развитием общественного сектора информации, объединяющего библиотеки, архивы, разного рода информационные центры. В этой структуре библиотеки, особенно сеть общедоступных (публичных) библиотек системы Минкультуры России, занимают ключевую позицию. Сегодня это единственный социальный институт, законодательно обеспечивающий конституционные права граждан Российской Федерации на свободный доступ к знаниям и социально значимой информации.

Политика модернизации системы информационно-библиотечного обслуживания, проводимая Отделом библиотек Минкультуры России с 1992 года и последовательно реализуемая в рамках первого этапа программы ЛИБНЕТ, с одной стороны, стала отражением происходящих в стране социально-экономических преобразований, с другой стороны, строилась с учетом глобальных интеграционных процессов, охвативших деятельность мирового библиотечного сообщества.

На этом этапе были заложены основы сетевого взаимодействия российских библиотек, создана база для реализации их новой социальной функции как универсальных общедоступных информационных центров. Не менее важной задачей было позиционирование библиотечной системы страны в развивающейся информационной инфраструктуре России.

В свете решения этих проблем усилия Отдела библиотек Министерства культуры были направлены на обеспечение государственной поддержки внедрения информационных технологий в деятельность библиотек всех уровней, массовое их подключение к Интернет, создание базы (методологической, технической, правовой) сетевого взаимодействия библиотек в формировании и предоставлении своих электронных ресурсов разным категориям пользователей, в том числе удаленным. Все это способствовало возрастанию роли библиотек в информационном обеспечении деятельности в сфере культуры, образования, науки, бизнеса, других областях социальной и экономической жизни конкретных регионов и страны в целом.

Стремительные перемены в мире высоких технологий определили быстрое продвижение мирового сообщества от эпохи информации к эпохе знаний. Это обстоятельство потребовало уточнения ряда положений программного документа периода 1997 -2001 г. г., и развития новых направлений, учитывающих изменения, происходящие в стране, а также тенденции развития мирового библиотечного сообщества. Прежде всего разработку принципов сетевой интеграции библиотек в предоставлении пользователям удаленного доступа к полносодержательной информации, переход на технологии “электронной библиотеки”. Все это нашло отражение в разработанной Отделом библиотек Минкультуры России, ведущими федеральными и региональными библиотеками программе ЛИБНЕТ (2002–2005).

В предыдущей редакции программы ЛИБНЕТ (1997–2001) создание полнотекстовых баз данных и обеспечение доступа к ним в рамках так называемых электронных библиотек было обозначено как одно из перспективных направлений в разделе “Разработка новых технологий доставки документов на базе современных средств телекоммуникаций”.

В настоящее время процесс создания полнотекстовых электронных ресурсов, в том числе путем оцифровки имеющихся фондов, постепенно охватывает все большее число российских библиотек. Это объективная реальность, обусловленная активизацией использования сети Интернет как основного средства межбиблиотечной кооперации в процессе обслуживания пользователей и формирования фондов.

Учитывая зарубежный опыт, планируется развернуть работы по выработке национальной стратегии создания полнотекстовых электронных библиотечных ресурсов. Разработка этого направления приобретает особое значение, так как неразрывно связана с решением важнейшей государственной задачи – содержательным наполнением русскоязычного сегмента Интернет.

В этом аспекте задачи программы ЛИБНЕТ по созданию электронных библиотечных ресурсов и предоставлению их пользователям через сеть Интернет полностью совпадают с задачами, сформулированными в “Предложениях по основам государственной политики в области развития и использования российского сегмента сети Интернет”. В 2000 г. в соответствии с поручением Президента Российской Федерации этот документ был подготовлен рядом ведомств, в том числе Министерством культуры России.

Стратегия реализации программы ЛИБНЕТ в период 2002–2005 г.г. строится вокруг решения центральной проблемы – создание электронных библиотечных ресурсов и представление их пользователям через сеть Интернет. Решение проблемы рассматривается в двух аспектах.

Глобальный переход от эпохи информации к эпохе знаний определяет потребность пользователей сети в полносодержательной информации. Однако на уровне государственной задачи в России пока не решена в полном объеме проблема создания полномасштабной электронной библиографической информации. В связи с этим первоочередной задачей программы на указанный период мы считаем создание в библиотеках всех уровней электронных каталогов, а затем на их основе Сводного электронного каталога библиотек России. Для решения этой государственной задачи по инициативе и при поддержке Министерства культуры двумя национальными библиотеками – Российской государственной и Российской национальной – был создан Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ (НИБЦ ЛИБНЕТ).

Создание Сводного электронного каталога библиотек России имеет огромное общенациональное и международное значение. С его созданием мы получим мощное средство навигации по фондам крупнейших российских библиотек. На базе Сводного каталога будет сделан реальный прорыв в развитии корпоративных библиотечных технологий в обслуживании пользователей, комплектовании фондов, каталогизации, электронной доставки документов по всей территории страны. Сводный электронный каталог станет полигоном апробации и внедрения новых библиотечных нормативов, ядром создаваемой Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети.

Наряду с этим, в сфере внимания государственной политики информатизации библиотек остаются такие важнейшие (приоритетные) проблемы как дальнейшее развитие информационных и телекоммуникационных технологий, совершенствование технического и программного обеспечения, развитие библиотечных телекоммуникаций, усиление роли библиотек в формировании создающейся в стране информационной инфраструктуры, расширение партнерских отношений на базе использования совместимых информационных технологий с другими участниками “книжного сектора”, адаптация кадров к работе в новой “электронной среде”, развитие международного сотрудничества, интеграция российских библиотек в международный информационный процесс.

3. Основные результаты реализации программы ЛИБНЕТ в период 1997–2001 гг.

1. В настоящее время в России складывается новая национальная информационная инфраструктура, и библиотеки являются ее неотъемлемой и существенной составляющей. Информатизация библиотечного дела становится важным звеном процесса информационного развития России.

Усиление влияния библиотек на формирование единого информационно-культурного и образовательного пространства страны неоднократно отмечалось на заседаниях Коллегии и Научно-технического совета Госкомсвязи России, Государственной комиссии по информатизации (ГКИ), секции по проблемам развития сети ИНТЕРНЕТ при ГКИ, на Парламентских слушаниях в Совете Федерации, на общероссийских и международных конференциях.

2. Идеология программы ЛИБНЕТ, основанная на обеспечении конституционных прав граждан на информацию, оказала влияние на программы информатизации, реализуемые другими ведомствами и организациями – Госкомсвязи России, Минобразования России, МПТР России, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), Российского фонда правовых реформ (РФПР), Института Открытое общество (фонд Сороса), способствуя повышению авторитета и влияния Минкультуры России.

3. География проектов, выполненных в рамках программы, отражает реальный процесс формирования единого информационно-библиотечного пространства страны вокруг федеральных и центральных региональных библиотек системы Минкультуры России.

Программа ЛИБНЕТ оказала решающее воздействие на формирование политики автоматизации библиотек в субъектах Российской Федерации. В ходе реализации программы в значительной степени удалось преодолеть ведомственную разобщенность библиотек, скоординировать их действия, объединить их интеллектуальный и финансовый потенциал для решения ключевых задач интеграции информационных ресурсов крупнейших российских библиотек и обеспечения их доступности для отечественных и зарубежных пользователей.

4. Заметнее стало присутствие российских библиотек в Интернет. Информация, размещаемая библиотеками на своих сайтах, становится реальным средством навигации по богатейшим фондам российских библиотек, отражает специфику развития конкретных регионов, формируется исходя из информационных потребностей населения регионов. В русскоязычном сегменте сети Интернет представлено около 200 библиотечных сайтов.

Существенно увеличилось число библиотек, использующих при обслуживании читателей удаленные источники информации.

5. В рамках программы созданы основы национальной нормативно-методической базы, ориентированной на широкое внедрение новых информационных технологий в работу библиотек, прежде всего, в области каталогизации и индексирования документов, а также обмена записями между библиотеками. Ключевым достижением в этой области стала разработка национальной системы машиночитаемых форматов RUSMARC.

Разработаны и внедряются коммуникативный формат представления библиографических записей для книг и сериальных изданий и коммуникативный формат представления авторитетных/нормативных данных. На базе коммуникативного формата разработан формат машиночитаемой каталогизации для книг и сериальных изданий.

Завершена разработка дополнений к коммуникативным форматам и методической документации, обеспечивающих включение в процессы машиночитаемой каталогизации картографических материалов, старопечатных изданий и редкой книги, нормативно-технической, технической, научной (авторефераты диссертаций, диссертации, депонированные рукописи, отчеты по НИР и ОКР, другие неопубликованные научные работы) и патентной документации.

Российский коммуникативный формат официально включен Постоянным комитетом по формату UNIMARC ИФЛА в список национальных адаптаций международного коммуникативного формата UNIMARC . Международный код Российского коммуникативного формата: RUSMARC.

При Российской национальной библиотеке создана национальная Служба развития системы форматов RUSMARC.

6. Национальные библиотеки приступили к формированию системы национальных авторитетных/нормативных файлов. В РНБ ведутся работы по формированию авторитетных/нормативных файлов наименований организаций, имен, унифицированных заглавий и географических заглавий.

Достигнуты определенные успехи в развитии нормативной базы индексирования. В предыдущие годы создан авторитетный/нормативный файл предметных рубрик Российской национальной библиотеки, который призван стать базой для национального авторитетного/нормативного файла предметных рубрик. В 1998г. авторитетный файл предметных рубрик РНБ был издан на CD-ROM и распространен за счет средств программы ЛИБНЕТ среди центральных региональных библиотек, что позволило ускорить его внедрение в библиотеках РФ.

РГБ приступила к разработке проекта машиночитаемых таблиц ББК (национальный файл классификационных данных).

7. Большим достижением стала модернизация нормативной базы каталогизации. Разработана концепция пересмотра национальных правил каталогизации. Начаты работы по их модернизации для поддержки технологии машиночитаемой каталогизации и обеспечения совместимости с международными стандартами и правилами каталогизации и рекомендациями ИФЛА. Продолжены работы над новыми стандартами системы СИБИД, отражающими реалии электронной среды.

8. В рамках программы ЛИБНЕТ на базе СУБД высокого уровня создан отечественный программный продукт нового поколения ОРАС-Global, pea лизующий функции интегрированной автоматизированной библиотечной системы и использующий Web – технологии.

Работы по внедрению OPAC-Global ведутся в РНБ, Национальной библиотеке республики Саха
(Якутия), Свердловской, Челябинской, Пермской и Ростовской областных научных библиотеках, Центральной научной медицинской библиотеке (ЦНМБ), Центральной городской публичной библиотеке им. Н. А. Некрасова г. Москвы.

В среду OPAC-Global загружены электронный каталог РНБ с авторитетными файлами предметных рубрик и имен индивидуальных и коллективных авторов, БД ЦНМБ, электронные каталоги Российской государственной библиотеки по искусству, Челябинской и Свердловской ОУНБ.

9. Создан Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ (НИБЦ ЛИБНЕТ), на базе которого развернуты работы по созданию Сводного каталога библиотек России.

В настоящее время реализуются задачи первого этапа – генерация сводного каталога двух национальных библиотек – РГБ и РНБ. На последующих этапах НИБЦ ЛИБНЕТ станет базой корпоративной онлайновой каталогизации текущих поступлений в фонды российских библиотек, а также держателем сводных ретроспективных ресурсов. Сформированные в Центре эталонные библиографические записи в формате RUSMARC по запросам будут предоставляться для загрузки в локальные каталоги библиотек России.

10. Продолжалась модернизация компьютерного парка библиотек системы Минкультуры России и наращивание мощи остей локальных сетей. На 1 января 2001 года, по данным государственной статистики, в библиотеках системы Минкультуры России компьютерный парк составлял более 11000 тысяч машин. Из них 1922 – в федеральных библиотеках.

В среднем локальные сети центральных региональных библиотек объединяют от 40 до 90 компьютеров, в некоторых библиотеках в сеть объединено более 100 компьютеров.

11. В масштабах страны на кооперативной основе развернуты работы по созданию региональных информационно-библиотечных сетей как звеньев общероссийской сети ЛИБНЕТ.

Цель этой кооперации – повышение качества информационно-библиотечного обслуживания в регионах путем внедрения корпоративных методов работы библиотек различной ведомственной подчиненности и интеграции их информационных ресурсов. Эти работы ведутся в Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, Татарстане, Якутии, Мурманске, Архангельске, Туле, Белгороде, Новосибирске, Томске, Омске, Рязани, Краснодаре, Саратове и других регионах России.

12. Значительное внимание уделялось наращиванию информационных ресурсов библиотек. Массовый характер приобрела ретроконверсия карточных каталогов. В больших масштабах ведутся работы по формированию электронных коллекций и БД полнотекстовых документов.

В рамках ЛИБНЕТ разработана и реализуется программа ретроспективной национальной библиографии Российской Федерации, которая направлена на обеспечение формирования ретроспективного библиографического репертуара документов России и ее народов как национального культурного достояния.

13. Расширился круг библиотек, использующих технологию электронной доставки документов (ЭДД) для оперативного представления читателям информации из удаленных источников и как средства межбиблиотечного информационного обмена. Новым этапом развития этого направления библиотечной деятельности стало создание Ассоциации служб ЭДД, которая объединила более 20 библиотек из разных регионов страны (РГБ, РНБ, ГПИБ, ГПНТБ, ЦНМБ, ИНИОН, ряд региональных библиотек.).

14. Большое внимание уделялось информационной и издательской поддержке реализации программы ЛИБНЕТ.

Наряду со статьями в профессиональных изданиях, подготовлены и выпущены: сборники “Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Современные тенденции корпоративной работы библиотек в сетях передачи данных” (1998г.), “Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации” (1998 г.), “Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек” (2000г.).

15. Совместно с ФАПСИ и Российским фондом правовых реформ развернуты работы по созданию на базе общедоступных библиотек массовой сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ).

Зачинателем этого движения стала Смоленская областная научная библиотека. Затем ПЦПИ были открыты в РГБ и РНБ, Брянске, Орле, Туле, Тамбове, Рязани., Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Краснодаре, Ставрополе, Красноярске, Липецке.

Создание ПЦПИ в региональных центрах вызвало процесс создания ПЦПИ в районных центрах. Активно развивается этот процесс в Смоленской области, Краснодарском крае, Рязанской, Пермской, Тульской, Новгородской, Белгородской и других областях. Во многих региональных программах правовой информатизации предусматривается создание разветвленной сети центров и абонентских пунктов в органах государственной власти и местного самоуправления, библиотеках, научных и учебных заведениях.

К началу 2002 г. в стране открыто более 300 центров и пунктов, в которых законодательство России представлено в электронном виде.

16. Ход реализации программы ЛИБНЕТ и ее конкретных проектов неоднократно обсуждался на заседаниях Коллегии Минкультуры России, международных и всероссийских конференциях и семинарах.

Программа ЛИБНЕТ с момента ее создания и начала реализации поддерживалась ЮНЕСКО. В 1996-1997 г. г. программа была включена в финансовые планы этой организации. Бюро ЮНЕСКО в Москве на протяжения ряда лет участвует в софинансировании отдельных мероприятий программы.

* * *

“Обеспечение свободного доступа граждан к распределенным информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций” – так формулировалась цель создания общероссийской информационно- библиотечной компьютерной сети в программном документе на период 1997 – 1999 годы. Фактически, в этом документе были определены пути создания в России современной системы библиотечного обслуживания, адекватной потребностям населения страны, вступившей в фазу построения информационного общества.

Опираясь на положение ИФЛА о неизменности классической миссии библиотек – содействие свободному распространению информации в обществе – дальнейшие работы в рамках программы ЛИБНЕТ рассматриваются как поэтапная модернизация системы библиотечного обслуживания в нашей стране.

В условиях нестабильного и ограниченного бюджетного финансирования в 1997 – 1999 годах работы первого этапа программы ЛИБНЕТ не могли быть выполнены в указанные сроки в запланированном объеме. Реализация программы осуществлялась по нескольким приоритетным направлениям, в рамках которых были профинансированы разработки нескольких базовых, системообразующих проектов федерального уровня и порядка 50 корпоративных проектов, представленных региональными библиотеками России.

Сохраняя преемственность концептуальных основ сетевой интеграции российских библиотек, сформулированных в программе ЛИБНЕТ на 1997–1999 годы, новый документ определяет дальнейшее развитие ранее выбранных направлений программы и формулирует новые приоритеты, отвечающие задачам построения единого информационного пространства нашей страны и глобальной информатизации.

Работы настоящего этапа программы ЛИБНЕТ включены в Федеральную целевую программу “Культура России (2001–2005 годы)”, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 955 (подпрограмма “Развитие культуры и сохранение культурного наследия России”, раздел IY “Библиотеки России”).

К настоящему времени на уровне государственной власти сформировалось определенное понимание роли библиотечной системы страны, особенно ее ресурсной базы, в решении стратегически важных задач социально-экономического реформирования России.

Это нашло отражение в Федеральных законах “Об информации, информатизации и защите информации”, “Об участии в международном информационном обмене”, “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, “О библиотечном деле”, “Об обязательном экземпляре”, а также в таких документах, как “Концепция государственной информационной политики”, “Концепция формирования информационного общества в России”, “Концепция управления государственными информационными ресурсами”, в нормативных документах, разрабатываемых в регионах страны.

Стратегия развития программы ЛИБНЕТ на 2002–2005 годы полностью соответствует основным положениям Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества, одобренной главами “большой восьмерки” во время саммита, состоявшегося в июле 2000 года в Японии, и новой программы ЮНЕСКО “Информация для всех”.

В частности, можно отметить полное соответствие целей и задач программы ЛИБНЕТ базовым положениям Хартии: “преодоление электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними”, обеспечение “доступа к информационным и коммуникационным сетям” для всех граждан “через учреждения, открытые для широкой публики”, “содействие более эффективному и широкому использованию информационных технологий в развитии образования, здравоохранения и культуры” и др.

Фактически, в Хартии нашли отражение перспективы развития библиотек в третьем тысячелетии, сформулированные мировым библиотечным сообществом.

Ключевая роль отведена библиотекам и программой ЮНЕСКО “Информация для всех” в реализации глобальной задачи преодоления разрыва между информационно богатыми и информационно бедными – “сделать информацию и знания доступными для всех”.

Политика “международного интеллектуального сотрудничества”, сформулированная в рамках этой программы, базируется на развитии общественного сектора информации, инфраструктуру которого составляют архивы, библиотеки и разного рода информационные центры.

Создаваемая в рамках программы ЛИБНЕТ общероссийская информационно-библиотечная компьютерная сеть представляет собой реальный инструмент воплощения на территории Российской Федерации идей, провозглашенных Окинавской Хартией и программой ЮНЕСКО “Информация для всех”.