Электронные ресурсы библиотеки в помощь обучению незрячего

Electronic Library Resources Assisting Visually Impaired Education

Електронні ресурси бібліотеки на допомогу навчанню незрячого

Васильева Л.Н.

Российская Государственная библиотека для слепых, Москва, Россия

Larisa N. Vasilieva

Russian State Library for the Blind, Moscow, Russia

Л.Н. Васильєва

Російська Державна бібліотека для сліпих, Москва, Росія

Описаны этапы внедрения работ по формированию электронной библиотеки для слепых. Предложен фрагмент путеводителя по Интернету для незрячего пользователя с полезными www-адресами.

Stages of the electronic library for the blind formation are described. The fragment of the Internet Guide including useful WWW-addresses for blind users is introduced.

Описано етапи впровадження робіт по формуванню електронної бібліотеки для сліпих. Запропоновано фрагмент путівника по Інтернету для незрячого користувача з корисними www-адресами.

Конституция РФ предоставляет право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования. Инвалид по возможности должен оставаться в общеобразовательном процессе, поскольку именно в период обучения формируется ментальная и социальная позиция человека: как условие гармоничного развития личности понимается включенность в систему, в которой инвалиду предстоит существовать всю жизнь.

Новые технологии обеспечивают большую независимость читателям, которые лишены возможности читать стандартный печатный текст, в связи с дефектами зрения. Библиотека, обслуживающая незрячих читателей, может предложить им нечто большее, чем предоставление материалов, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, крупношрифтовые и “говорящие” книги.

Цели, которые ставит перед собой Российская государственная библиотека для слепых:

В читальном зале Российской государственной библиотеки для слепых имеется доступ ко всем информационным ресурсам Библиотеки: электронному каталогу, CD-ROM Российской книжной палаты, другим компакт-дискам, юридическим базам данных ФАПСИ, КонсультантМосква и КонсультантПроф. Все информационные ресурсы Библиотеки доступны нашим незрячим сотрудникам и читателям. Наряду с брайлевскими дисплеями широко используются программы синтеза речи. Самыми распространенными являются АРГУС и Эпард под DOS для работы с электронным каталогом и CD-ROM РКП, а также Jows под Windows для работы с правовыми базами данных, текстовым редактором WORD и операционной системой Windows.

Российская государственная библиотека для слепых имеет выделенный канал связи для подключения к Интернет, свой электронный адрес и WEB сайт. На базе читального зала организован Интернет-класс.

Задача профессиональной и социокультурной реабилитации лиц с нарушениями зрения требует освоения все больших объемов информации, которая становится все более специализированной. Электронные книги, журналы и газеты уже сегодня начинают конкурировать с бумажными и “говорящими” изданиями. Возникает необходимость в альтернативных способах доступа к информации. Одной из таких альтернатив являются ресурсы Интернет: электронные книги, периодика, ссылки, адаптивные программы, звуковые файлы, лекции и др. Интернет — это новая культура информационного общества. О сети уже нельзя говорить как просто о средстве передачи информации. В Интернете накопилось уже столько знаний, общение с ее помощью настолько живо, что некоторые окрестили ее “мозгом Вселенной”. Для людей, имеющих проблемы со зрением, Интернет в буквальном смысле открывает мир. Как отмычкой взламывает все двери, в которые в действительности им не войти — делает возможным общение на равных со всеми, самообучение и самореабилитацию.

Очевидно, что общение с Интернетом может свестись к бесплодному порханию с одного сайта на другой, похожему на переключение телеканалов, если эти действия производятся не в определенном контексте. Отсюда следует вывод о важности интегрирования данных в некоторую информацию, информация — в умения. умения — в знания, знания — в культуру. Но этот процесс предполагает размышление, в нем огромную роль играют учителя и школа: учитель в качестве посредника в процессе передачи знаний и как “проводник”, который вводит знания в самые сложные сети; и школа (классы подключены не к Интернету, а посредством Интернета) — в качестве места социального общения, совместного обучения интеграции культур. Как электронная коммерция, которая уже существует, будет существовать и электронное образование. Поле деятельности велико.

В Интернете уже действует множество сайтов, посвященных различным сферам жизни инвалидов, а также сайты в области образования, где можно найти тексты рефератов по различной тематике, полезные ссылки, научные и критические материалы, разбор и решение олимпиадных задач по математике, программированию и многое другое. Полезные WWW-адреса сведены в путеводитель по Интернету для незрячего пользователя. Вот некоторые из них:

Всероссийское Общество Слепых http://www.vos.org.ru

Всемирный Союз Слепых http://www.once.es:82/

Hациональный совет по делам инвалидов США http://www.ncd.gov

Российская Государственная Библиотека для Слепых http://www.vos.org.ru/text_ver/rgbs/index.html

Клуб “Интеграция” http://integr.hypermart.net

“Перспектива” — региональная общественная организация инвалидов http://www.perspektiva-inva.da.ru

WEMEDIA — сайт для общения инвалидов http://www.wemedia.com

Blind.Net http://www.blind.net

Фонд инвалидов “Потенциал” http://www.rcom.ru/potential/r.htm

Институт “Открытое общество” (фонд Сороса) http://www.osi.ru/

Источники финансирования для перспективного развития http://cci.glasnet.ru/funds

Образование и карьера http://subscribe.ru/catalog/job.education.educate

Юридические консультации и советы http://subscribe.ru/catalog/law.russia.advice.lawconsult

Западное бизнес образование, новости MBA, GMAT, TOEFL http://subscribe.ru/catalog/job.education.123456789

Мегаэнциклопедия “Кирилл и Мефодий” www.km.ru

Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru

Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru

Собрание рефератов www.referat.ru

Cписок ссылок на сетевые библиотеки http://www.pomorsu.ru/Guide/library.html

Путеводитель распечатан как в плоском варианте, необходимом для сотрудников, помогающих обслуживать пользователей Интернет-класса, так и рельефно-точечным шрифтом для начинающих свое путешествие в глобальной сети.

В Российской государственной библиотеке для слепых продолжается формирование электронной (цифровой) библиотеки. На сегодняшний день электронная библиотека насчитывает более 100 полнотекстовых файлов книг, необходимых нашим читателям. В основном это литература по компьютерной технике, медицине, истории, психологии, учебная литература. В автоматизированной информационно-библиотечной системе “АС_БИБЛИОТЕКА_2”, в которой работает РГБС, есть модуль, который позволяет работать с электронной библиотекой. К библиографическому описанию документа может быть присоединен как полнотекстовый файл, так и звуковой.

В Библиотеке было принято решение создать электронную библиотеку изданий, составляющих ядро книг по тифлологии — наиболее значимую часть информационных ресурсов РГБС. Издания, предлагаемые для формирования электронной библиотеки, представляют большую ценность как для студентов дефектологических факультетов, специалистов-тифлологов, тифлопсихологов, реабилитологов, социальных и медицинских работников, так и для родителей, имеющих детей с нарушениями зрения. Отбирая материалы для создания электронной библиотеки, мы исходили из научной ценности материалов, учета их малых тиражей при выпуске и, в связи с этим, — отсутствие в фондах региональных библиотек. Многие из книг, которые в перспективе должны войти в электронную библиотеку, являются библиографической редкостью.

Основная функция библиотек для слепых, равно как и обычных библиотек, заключается в распространении вышеуказанной информации. Объединение источников информации, их совместное использование, развитие партнерства — все это способствует тому, чтобы существующие технические достижения стали доступны более широкому кругу читателей.

Библиотеки и впредь будут оставаться на переднем плане технического прогресса и должны играть ведущую роль в деле распространения информации. Cотрудникам необходимо обучать читателей пользованию системой Интернет и другими электронными источниками информации как для индивидуального, так и для общественного пользования, и делиться информацией об успехах и проблемах, с которыми при этом сталкиваются слепые читатели. Следует также собирать и делиться своими источниками, равно как сборниками, составленными другими библиотеками и организациями, а также боле тесно с ними сотрудничать.