Комплексное обслуживание и системный подход — две составляющие
успеха деятельности библиотек в области правовой информации: опыт РГБ

Integrated Service and System Approach as Two Constituents of Successful
Library Activities in Legal Information: Experience of Russian State Library

Комплексне обслуговування і системний підхід — дві складові успіху
діяльності бібліотек в галузі правової інформації: досвід РДБ

Восканян Э.А.

Российская государственная библиотека, Москва, Россия

E.A. Voskanyan

Russian State Library, Moscow, Russia

Е.А. Восканян

Російська державна бібліотека, Москва, Росія

Описывается модель Центра правовой информации РГБ: рассматриваются различные направления комплексного обслуживания и инновационной деятельности, дается анализ категорий пользователей. Характеризуется складывающаяся система предоставления правовой информации в РГБ.

The report describes a model of the Center of Legal Information in Russian State Library: different methods of complex services and innovation of activities, groups of the Center’s users, and the system of legal information.

Описується модель Центру правової інформації РДБ: розглядаються різні напрямки комплексного обслуговування та інноваційної діяльності, аналізуються категорії користувачів і діюча система надання правової інформації в РДБ.

1. Общие вопросы создания Центра правовой информации РГБ

Одной из наиболее важных задач Российского государства на современном этапе его развития является проведение правовой реформы, которая охватывает все сферы общественной жизни. Новая экономическая, политическая и правовая ситуация в стране потребовала совершенствования существовавших и создание новых систем правовой информации, единого информационно-правового пространства России.

Создание действенного механизма реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, официальным текстам правовых документов, объявляется государственной задачей.

Обеспечении свободного доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам, в том числе и к фондам официальных изданий правовых актов, традиционно осуществляла в нашей стране сеть библиотек, как наиболее распространенный и привычный общественный институт.

Библиотеки страны с начала 90-х годов отмечали возросший интерес, массовое обращение пользователей к правовой информации. В РГБ, как и в других библиотеках страны, шел интенсивный поиск наиболее оптимальной модели обслуживания читателей правовой информацией.

В 1998 году была принята межведомственная программа “Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек”. Первые центры правовой информации начали создаваться в том же, 1998 году. Началась системная и комплексная реализация создания сети ЦПИ страны.

Центр правовой информации РГБ создан на основе Соглашения о порядке взаимодействия Министерства культуры РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 3 августа 1998 г. при финансовой поддержке Российского фонда правовых реформ в целях обеспечения полной и достоверной правовой информацией на основе внедрения новых информационных технологий.

Создание Центра правовой информации в РГБ было веянием времени, объективной необходимостью выделения специализированной структуры по обслуживанию все возрастающего числа пользователей данной информацией.

В настоящее время Центр правовой информации РГБ может быть представлен как одна из современных моделей информационно-библиотечной деятельности библиотек в области правовой информации на федеральном уровне. Модель Центра складывалась не сразу, хотя основные идеи и составляющие модели были заложены уже при создании.

Можно дать следующее краткое определение Центра правовой информации Российской государственной библиотеки:

Центр правовой информации РГБ — это комплексное структурное подразделение библиотеки,

В настоящее время работа Центра осуществляется в рамках реализации двух общероссийских программ:

Впервые в РГБ создано подразделение, осуществляющее весь комплекс информационно-библиотечных услуг в одном месте (поиск информации, предоставление информации на любом носителе, копирование информации на любом носителе, консультация по существу вопроса).

2. Электронные ресурсы Центра

Решая концептуальные задачи модели Центра правовой информации РГБ, создатели не мыслили его без двух важнейших взаимообогащающих составляющих: справочно-правовые системы и фонды официальных изданий, каждая из которых выполняет свою функцию.

В настоящее время электронные ресурсы Центра представлены программными продуктами НТЦ “Система” ФАПСИ “Официальные периодические издания (сборники) правовой информации в электронном виде” и “Банк правовых актов”, ПК “Эталон” НЦПИ Министерства юстиции РФ, а также справочно-правовыми информационными системами ведущих фирм страны: “Гарант”, “КонсультантПлюс”, “Кодекс”, “Интралекс”, “Референт”, “Равновесие-Медиа” и др. В собирании национальных правовых ресурсов ЦПИ РГБ стремится к наибольшей полноте, считая это своей государственной задачей. Со всеми партнерами заключены договора об информационно-правовом сотрудничестве, обеспечивающие актуализацию баз и поддержание их в качественном виде.

Эти мощные полнотекстовые базы, в значительной степени изменили представление о работе библиотеки по предоставлению правовой информации.

Как известно, информационно-библиотечное обслуживание состоит из трех этапов:

1. поиск документа (информации)

2. оценка результатов поиска

3. получение и изучение документа (информации)

Рассмотрим их выполнение на современном этапе обслуживания в Центре правовой информации.

1. Появление полнотекстовых электронных баз значительно повысило эффективность труда библиографа. Возможность поиска документов в них практически полностью заменила тот классический справочно-поисковый аппарат, который создавали и использовали библиотекари предыдущих поколений.

2. Наличие электронных текстов в правовых базах данных позволяет сразу получить их на экране компьютера и оценить правильность проведенного поиска.

3. Документ, найденный по поисковому аппарату системы, читатель либо тут же изучает с экрана, либо получает его в печатном виде (распечатка на принтере), либо получает текст из фонда Читального зала официальных изданий.

В Центре есть возможность оперативного получения копии для домашнего изучения. При необходимости копия документа делается по базам НТЦ “Система”, на которые указом президента РФ возложены функции обеспечения официального электронного опубликования нормативных актов федерального уровня. Этот документ можно предъявить в суде и пр. (В качестве ремарки: это также способствует сохранности фонда, т.к. снижает все еще встречающееся желание читателя экспроприировать нужные ему страницы из печатного источника).

Наличие таких мощных поисковых систем, заменивших труд библиотечного работника, приближенный фонд первичных источников открытого доступа, позволили резко интенсифицировать труд библиографа. По сравнению с традиционным трудом библиографов удалось достигнуть интенсификации труда в 2,5 раза. Причем библиограф ЦПИ осуществляет, как правило, в комплексе поиск и выдачу документа.

В Центре правовой информации Библиотека имеет также возможность предоставлять читателям информацию, не имеющую печатных аналогов, т.к. информационные массивы правовых баз, которыми располагает Центр, содержат информацию, не опубликованную в печатных источниках: неопубликованные нормативные акты, специальные комментарии, обзорная и реферативная информация, мониторинги. Эти источники позволяют расширить сферу услуг, предоставляя читателям дополнительную библиографическую и текстовую информацию.

Кроме того, постоянное использование правовых поисковых систем учит самих библиографов, как методике поиска, так и правовой культуре.

3. Библиотечные фонды Центра

Во втором важнейшем компоненте информационных ресурсов Центра — фонде официальных изданий — заложены дополнительные информационные возможности. Поскольку Центр правовой информации организован в структуре специализированного Отдела официальных и нормативных изданий, в его распоряжении уникальный фонд официальных изданий и изданий по праву, в том числе и не имеющихся в правовых базах. В Читальном зале официальных изданий, расположенном в помещении Центра, в режиме открытого доступа представлен основной массив официальных изданий (порядка 4000 единиц хранения), среди них:

В открытом доступе Читального зала представлены также все основные документы международных организаций, для которых РГБ является депозитарием:

Именно эти фонды позволяет специалистам Центра осуществлять сложный поиск, включая ретроспективный по самому широкому спектру проблем, связанных с правом.

Центр правовой информации в настоящее время — единственное структурное подразделение библиотеки, где сложилась уникальная информационная ситуация, когда информационные ресурсы в печатном и электронном виде (тексты нормативных актов современного российского законодательства) практически идентичны. Официальные издания нормативных актов федерального уровня, содержащиеся в правовых базах, полностью дублируются имеющимися в открытом доступе печатными изданиями. Читателям предоставляется выбор — традиционные (печатные) и нетрадиционные (машиночитаемые) носители правовой информации. Анализ выдачи документов показывает, что пока соотношение выбора в пользу печатных аналогов. Когда речь идет о серьезном изучении документа, читатель чаще всего переходит от электронного документа к книжному.

(См. Приложение1).

Архив справок. В процессе справочно-информационной работы всегда остается наработанный материал, который формируется в третью составляющую информационных ресурсов Центра — “Архив справок” — оперативный справочный аппарат, позволяющий интенсифицировать выполнение запросов. Для его пополнения:

Таким образом, можно констатировать, что используя новые информационные возможности Центра и вводя в активное обращение постепенно раскрываемые части фонда в специальном Читальном зале официальных изданий, Библиотека обеспечивает наиболее оптимальную работу по предоставлению правовой информации читателям РГБ и другим пользователям.

4. Анализ категорий пользователей Центра

Потенциал Центра востребован в полной мере. Он стал популярен не только среди постоянных читателей библиотеки, но и среди москвичей и гостей столицы. Их привлекает сюда уникальная возможность бесплатного ознакомления со столь необходимой сейчас правовой информацией, большой хронологический охват представленных официальных изданий, возможности использования известных правовых баз, продуманная система обслуживания.

Ежемесячно Центр правовой информации посещает более 1 тысячи читателей, выполняется около 2 тысяч справок и выдается около 2000 правовых документов на печатных носителях и в твердых копиях.

Специалисты Центра не только обеспечивают широкий доступ к информационным массивам и осуществляют полномасштабное специализированное библиотечное, справочно-библиографическое и информационное обслуживание, но также обучают читателей навыкам работы с официальной информацией и использования компьютерной техники.

Поскольку библиотека относится к одному из самых массовых по обслуживанию граждан учреждений, анализ ее читателей и, в частности посетителей Центра, представляет определенный интерес.

В Центр обращаются самые разнообразные категории читателей, но статистика, которую все эти годы самым тщательным образом вели сотрудники Центра, позволяет выявить четкое и стабильное деление пользователей информации на следующие категории. (См. Приложение 2-3).

Наибольшее количество читателей — пользователей Центра — 57% — люди с высшим образованием. Как шутят сейчас социологи: “несостоявшийся средний класс стал опять называться интеллигенцией и заполнил театры, музеи и библиотеки”. Интеллигенция возвращается в нашу “Ленинку”.

Наиболее часто обращались к информационным массивам Центра и имеющимся печатным изданиям студенты — 23%.

Студенты юридических факультетов составляли от 50 % (2, 4 и 5 курсы) до 80 % (1 и 3 курсы) среди студентов различных вузов.

Анализ категорий пользователей и структуры запросов позволяет сделать вывод о том, что информационные ресурсы Центра активно используются в научной и учебной работе. Центр в полной мере выполняет прикладные научные функции, присущие научной библиотеке

В тоже время значительная часть читателей (19%) — рядовые граждане, интересующиеся своими правовыми возможностями и зачастую не обладающие достаточными средствами для оплаты услуг юридических консультаций, находят здесь необходимую им информацию.

5. Обслуживание корреспондентов. Приоритетное и дифференцированное обслуживание

Современные информационные технологии и средства связи позволяют специалистам ЦПИ предоставлять свои услуги потребителям правовой информации вне зависимости от формы доступа. Центр зарегистрирован во всех электронных справочниках, имеет электронную почту, страничку на сайте РГБ, имеет доступ к электронному каталогу библиотеки, возможности сканирования и электронной доставки документов. Но не в этом его главное достоинство, а в возможности поиска практически по всем информационным ресурсам РГБ, глубине библиографических разысканий, квалификации консультантов-библиографов. Опыт кадровых сотрудников РГБ — библиографов с многолетним стажем — удачно дополняется профессиональными знаниями молодых специалистов с высшим юридическим образованием. Обязательным для сотрудников является и знание иностранных языков.

Это тем более важно в связи с тем, что в Центр правовой информации стали поступать письменные запросы из разных регионов нашей страны и из-за рубежа, которые приходят как по обычной, так и по электронной почте. Часто это те запросы, на которые корреспондент не нашел ответа в своем регионе. Специализация, участие в системе непрерывного профессионального обучения, владение методикой поиска по всем источникам, привлечение информационных ресурсов, как Центра, так и всей библиотеки и других организаций — все это позволяет специалистам Центра давать квалифицированные ответы на самые сложные запросы, а также осуществлять в более сжатые сроки приоритетное обслуживание для вышестоящих организаций, различных учреждений, ведомств и партнеров Центра.

Специалисты Центра осуществляют дифференцированное обслуживание руководства Библиотеки. С самого начала своей деятельности в обязанности Центра были введены не только обслуживание руководства Библиотеки по его разовым правовым запросам, но и участие в аналитической работе с новыми документами в области информационного права. Специалисты Центра, наряду со штатной юридической службой РГБ, принимают участие в выполнении запросов по заданиям вышестоящих организаций (согласование условий в области культуры при вступление России в ВТО, разработка новой символики государства и др.), а в определенных случаях привлекаются и к выработке административных решений (решение вопроса о сохранении статуса специального хранения и др.).

6. Анализ показателей качества деятельности Центра

По сравнению с обычными библиотечными подразделениями, такая специализированная структура, как Центр правовой информации, является привлекательной для юристов. Она позволяет привлечь на работу молодых специалистов с высшим юридическим образованием, которые не считают чисто библиотечные структуры полем для своей профессиональной деятельности. Среди библиотечных специалистов нет профессионалов в той предметной области, которой занимается Центр, и наличие в нем специалистов-юристов позволяет более точно, профессионально и законченно полно выполнить любой запрос правовой тематики, достигая высокого качества обслуживания пользователей.

Качественным показателям обслуживания пользователей уделяется в Центре особое внимание. Отработана методика работы с так называемыми “отказами”. Заведена специальная тетрадь, куда записываются запросы, которые не были найдены как по печатным источникам, так и по АБД. По этой тетради запросы отрабатываются с консультантами справочно-правовых систем “Гарант”, “Кодекс”, “Консультант Плюс”, которые еженедельно приходят в ЦПИ. Отработана взаимосвязь по так называемой “Горячей Линии” этих систем, если читателю необходим немедленный ответ.

В том случае, если ответ не найден с помощью консультантов СПС, дежурный библиограф связывается со специалистами Парламентской библиотеки, Библиотеки Администрации Президента, Институтом государства и права АН РФ, соответствующими отделами министерств и ведомств, юротдела Мэрии Москвы и т.д. Справка не считается “отрицательной”, в том случае, если в соответствующих инстанциях установлено, что документ действительно существует, но он не опубликован. В подобных случаях потребителю рекомендуется обратиться лично в те министерства и ведомства, к которым относится необходимый документ, а иногда это делает и сам дежурный.

7. Инновационная деятельность

В ЦПИ происходят не только технологические изменения, благодаря которым улучшается качественное и оперативное обслуживание пользователей. В Центре стали появляться функции, ранее не свойственные работе библиотек, среди которых не только информационные, но и социально-культурные, коммерческие. Осваивая новые технологии, ЦПИ стремится к установлению и развитию прочных связей с партнерами посредством современных методов общения.

Примером тому могут служить “Дни информационно-правовых компаний”, которые постепенно трансформировались от учебно-рекламных до своеобразных “Мастер-классов”.

Стараясь привлекать к ним наибольшее количество коллег-библиотекарей, проведение этих дней приурочивается к всероссийским совещаниям, семинарам, конференциям, проходящим в РГБ.

Так, “День Гаранта”, был проведен в РГБ в рамках семинара директоров библиотек РФ. “День Кодекса” — в рамках международного семинара “Роль библиотек в обеспечении доступа к официальным изданиям и правительственной информации”, проходившего под эгидой ИФЛА. На этом мероприятии были введены игровые моменты, разыгрывались призы, директором “Кодекса” И.И.Мироновой был торжественно открыт “Почтовый ящик Кодекса”, для собирания сложных вопросов потребителей с последующим направлением их специалистам компании.

На “Дне ЮСИС”, справочно-информационные возможности которого представлял слушателям генеральный директор компании А.М.Коркин, обсуждалось предложение компании о формировании внутри СПС папок по трудно находимым или часто спрашиваемым вопросам для возможного использования их ЦПИ различных регионов. Вторым вопросом было обсуждение унификации классификатора нормативно-правовых актов и отраслевых разделов по юриспруденции и праву различных библиотечно-библиографических классификаций.

“День ФАПСИ” был посвящен изучению новой оболочки продуктов НТЦ “Система”, вопросам реализации концепции “Распространение официальных документов через публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек”, а также вопросам координации справочно-библиографической работы крупнейших библиотек г. Москвы в области правовой информации.

На “Дне КонсультантПлюс”, проведенного в рамках всероссийского научно-практического семинара “Правовые аспекты в деятельности библиотек”, был проведен конкурс на знание данной СПС дежурными консультантами ЦПИ различных уровней (федерального, регионального и муниципального).

Организация этих “Дней” позволяет значительно повысить как знание самих систем, так и способствует непосредственным контактам и взаимосвязям, обмену опытом различных ЦПИ.

К видам инновационной деятельности Центра можно отнести также бесплатные юридические консультации, проводимые в рамках Центра правовой информации.

Как уже отмечалось, значительное число пользователей Центра правовой информации составляют граждане, не имеющие возможности получить платную консультацию штатного юриста. Дежурные консультанты Центра, в отличие от библиографов, консультирующих по данной тематике в рамках традиционного справочно-библиографического отдела, должны предоставить читателю квалифицированный и точный ответ, не переходя в тоже время за рамки своей компетенции. Здесь на помощь Центрам пришел Российский фонд правовых реформ, предложив молодым юристам прекрасную практику, а консультантам Центрам — возможность помочь своим пользователям. Силами двух объединений молодых юристов (Институтом Муниципальной Правовой Защиты и Молодежным Союзом Юристов) были организованы и успешно проводятся еженедельные бесплатные юридические консультации, приобретающие все большую популярность.

Таким образом, открытие Центра расширяет сферу традиционной деятельности библиотеки.

8. Основы системы обслуживания правовой информацией в РГБ

Создание и успешное функционирование Центра правовой информации послужили толчком к складыванию основ системы обслуживания правовой информацией в РГБ. Центр, как любой центр, объединяет и координирует организацию работы, становясь основополагающим элементом системы.

РГБ — огромное, многофункциональное информационное учреждение. Во многих его структурных подразделениях (СБО, Отдел газет, подсобные фонды читальных залов, зал текущей периодики, специализированные отделы, зал Интернет) читателям предоставляются информационные ресурсы, содержащие тексты нормативных актов и, в целом, по правовой тематике, оказывается консультация по их использованию.

Поскольку Центр ограничен в площадях, было принято решение о том, что его фонд оперативного открытого пользования предоставляет читателям с наибольшей полнотой официальные периодические издания, собрания и сборники законов, тематические сборники нормативных актов, в то время как в Центральном подсобном фонде РГБ собираются с наибольшей полнотой учебники, хрестоматии, наиболее популярные монографии и неофициальные периодические издания правовой тематики. Проведенные методические занятия с работниками подсобного фонда способствовали координации усилий в обслуживании пользователей.

Дополнительный пункт обслуживания читателей правовой информацией был открыт в филиале РГБ в Химках, на базе справочно-библиографического группы Отдела газет, где по просьбе специалистов Центра правовой информации были установлены СПС “КонсультантПлюс”. Сразу после установки и осваивания их сотрудниками и проведения методических занятий, работа подразделения с данной информацией значительно изменилась. Кроме того, не только читатели, но и все жители города Химки имеют теперь возможность обращаться непосредственно на месте за необходимой им информацией.

Соответственно имеющимся информационным ресурсам и специализацией на базе подразделений библиотеки выполняются различные запросы потребителей по правовой тематике, однако наиболее сложные из них передаются в Центр правовой информации. Сотрудники Центра активно делятся опытом с сотрудниками данных подразделений, оказывают им методическую и практическую помощь, вырабатывая единые методические приемы работы, унифицируя типологию видов справочно-информационного обслуживания, стремясь привнести системность и комплексность в деятельность библиотеки в области правовой информации.

Помочь в овладении новыми знаниями и навыками в работе, сделать работу с правовой информацией профессиональной, стимулировать развитие инновационной деятельности — вот те направления методической деятельности, которые взял на себя в Российской государственной библиотеке Центр правовой информации.

Последовательно продолжая работу по предоставлению открытого доступа к правовой информации, Российская государственная библиотека в самом конце 1999 года открыла филиал центра — Правовой консультационный пункт во 2-ом подъезде Библиотеки. Доступ туда абсолютно свободный, для этого не нужно даже записываться в Библиотеку. Это совершенно новая зона обслуживания, в которой методы и приемы информационной и библиографической работы библиотеки получают новое развитие.

На задачи информационно-правовой поддержки представителей малого и среднего бизнеса будет направлена также работа нового подразделения РГБ, созданного в апреле текущего года — Центра деловой информации.

9. Сеть ЦПИ на базе публичных библиотек

Формирование Центра правовой информации в РГБ шло в тесной взаимосвязи с созданием и воплощением концепции “Создание сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек”, осуществляемой Министерством культуры РФ, ФАПСИ и Российским фондом правовых реформ.

В реализации этой концепции значительна роль ЦПИ РГБ. Именно опыт работы Центра на базе многофункциональной федеральной библиотеки с огромным количеством пользователей сразу выпукло определил основные направления деятельности ЦПИ. Большое значение имело создание центров правовой информации в регионах и их взаимодействие с федеральными центрами и друг с другом в рамках конференций, семинаров, круглых столов, обмена опытом. Ознакомление с работой центров в регионах значительно расширило рамки деятельности Центра правовой информации РГБ и добавило ряд новых направлений.

На современном этапе становления сети ЦПИ приобретает актуальность методическая работа федеральных и региональных библиотек. Как методический центр федерального уровня ЦПИ РГБ выступил с идеей создания Всероссийской ассоциации центров правовой информации, которая, мы надеемся, встретит поддержку среди библиотек и других организаций, занимающихся правовой информацией.

10. Заключение

Задача Центра по мере сил участвовать в правовой реформе и делать это системно и комплексно.

Дальнейшая востребованность Центра правовой информации будет во многом зависеть от целенаправленного анализа и обобщения запросов пользователей, доступа к электронным информационным ресурсам, наиболее оптимального формирования оперативного фонда, создания современного справочного аппарата, взаимосвязей с партнерами — производителями правовых баз, сохранения высокого качества информационно-библиотечного обслуживания в области правовой информации.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3