Инновационная деятельность библиотеки университета:
некоторые аспекты и проблемы

Innovative Activity of the University Library: Some Aspects and Problems

Інноваційна діяльність бібліотеки університету: деякі аспекти і проблеми

Левченко И.Г., Самохвалова О.Ю.

Центральная научная библиотека Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина,
Харьков, Украина

Irina G. Levchenko and Olga Yu. Samokhvalova

Central Scientific Library of Kharkov National University, Kharkov, Ukraine

І.Г. Левченко, О.Ю. Самохвалова

Центральна наукова бібліотека Харківського національного університету, Харків, Україна

Опираясь на опыт внедрения в библиотечную деятельность новых технологий, в докладе рассмотрены некоторые аспекты инновационной деятельности:

ведение электронного каталога ЦНБ; создание сводного электронного каталога вузовских библиотек города; автоматизация обслуживания в читальном зале и на абонементе; информационное обслуживание пользователей в зале каталогов; предоставление услуг Интернет, электронная почта; предоставление информации из электронных баз данных (on-line); обслуживание CD ROM дисками, а также проблемы, связанные с практическим решением этих задач.

Some aspects of innovation activity are considered on the basis of the results obtained after introducing new technologies in library practice: maintenance of the electronic catalog; generation of the union electronic catalog of Kharkov university libraries; automated user service in the reading room and on loan; information user service in the catalog room; Internet access; e-mail; online information service from the databases; CD-ROM information; and problems related to the above tasks.

На основі досвіду впровадження в бібліотечну діяльність нових технологій у доповіді розглянуто деякі аспекти інноваційної діяльності: ведення електронного каталога ЦНБ; створення зведеного електронного каталога вузівських бібліотек міста; автоматизація обслуговування в читальному залі і на абонементі; інформаційне обслуговування користувачів у залі каталогів; надання послуг Інтернет, електронна пошта; надання інформації з електронних баз даних (on-line); обслуговування CD ROM-дисками, а також проблеми, пов'язані з практичним вирішенням цих завдань.

Инновационная деятельность достаточно широкое понятие, поэтому в докладе рассматриваются только те ее аспекты, которые получили развитие в нашей библиотеке за последние 10 лет, когда новые технологии стали внедряться в деятельность Центральной научной библиотеки (ЦНБ) Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина.

Прежде всего это автоматизация информационно-библиографического обслуживания пользователей, которое началось с создания электронного каталога библиотеки. В ЦНБ он создается с 1992 года на основе новых поступлений литературы (однопользовательская система МАРК); в 1995 году была создана локальная библиотечная сеть (7 рабочих мест, программный продукт Liber), а с 1999 года начата ретроконверсия активной части фонда. В настоящее время электронный каталог содержит 110 тыс.названий, 180 тыс. экземпляров (книг, многотомников, CD ROM-дисков). В качестве программной оболочки сейчас мы используем библиотечную систему Liber-media, локальная сеть включает 16 рабочих мест.

Автоматизация процесса обработки литературы в корне меняет традиционный подход библиотекаря (создание красивой каталожной карточки вначале, а в перспективе и полный отказ от ведения традиционного каталога; электронный каталог предполагает создание документа с определенной глубиной информации, предоставление максимально удобных средств поиска литературы. Систематизация

документа теперь — не только определение систематического индекса, а прежде всего, определение предметной рубрики и подрубрик для документа. Предметный рубрикатор создается нашими специалистами на основе алфавитно-предметного указателя ЦНБ и содержит в нстоящее время около 65 тыс. рубрик и подрубрик. Кроме того, меняется подход к составлению библиографического описания (имеются ввиду продолжающиеся издания, принятые сокращения и т.п.).

Опыт проведения ретроконверсии показал правильность поэтапного отражения активной части фонда библиотеки, для которой не требуется дополнительных затрат человеческих ресурсов, при этом в электронном каталоге отражается только пользующаяся спросом у читателей литература. Ретроконверсия состоит из двух этапов: на первом заполняется 15 полей, необходимых для идентификации документа (автор, заглавие, подзаголовочные данные, издательство и серия, сведения об издании, год издания, ISBN, поля со сведениями об экземпляре, его штрих-коде, шифре хранения, филиале, куда выдается); на втором этапе документ дополняется количественной характеристикой и предметными рубриками. Причем ретроконверсия на первом этапе осуществляется только на основании книги, а на втором этапе сведения берутся с карточки служебного каталога. Таким образом, полностью исключается информационный шум о наличии изданий, выявляются ошибки, допущенные в традиционной технологии.

Электронный каталог позволил коренным образом изменить процесс обслуживания пользователей. Здесь следует выделить два аспекта. Во-первых, это качественные изменения в информационном обслуживании пользователей в зале каталогов. Система Liber-media, связав в единый комплекс электронный каталог и электронную картотеку пользователей, позволяет не только находить необходимую литературу по любому полю библиографического описания, осуществлять тематический, предметный поиск, формировать и распечатывать списки литературы, но и получить информацию о местонахождении каждого конкретного экземпляра и наличии его на полке. Система Liber-media позволяет также забронировать книгу для выдачи на абонемент, если в данный момент нет свободного экземпляра. Это экономит время пользователя, сокращает число отказов на литературу. Пользователь также может посмотреть свою электронную читательскую карточку, используя личный пароль даже не заходя в библиотеку. Другой аспект изменения непосредственно в обслуживании пользователей на абонементе и в читальном зале. Книговыдача осуществляется с использованием технологии штрих-кодирования фонда и читательских документов. При считывании штрих-кода с карточки и книги происходит отметка в читатательском электронном формуляре и электронном каталоге. При этом учитываются различия в правилах выдачи (в сроках и количестве документов) на абонементе и в читальном зале, отслеживаются пользователи, нарушившие сроки возврата литературы, формуляры которых автоматических закрываются, фиксируется наличие брони на выдаваемую литературу. В настоящее время в библиотеке ведется обслуживание в автоматизированном режиме в студенческом читальном зале гуманитарной литературы, на научном абонементе и проводятся подготовительные работы на абонементе художественной литературы, а также в читальном зале для профессорско-преподавательского состава гуманитарных факультетов.

Автоматизированная система обслуживания позволяет библиотекарям легче решать вопросы с пользователями при задержке сроков возврата литературы. Кроме того, действует единая система запрета на обслуживание должников во всех подразделениях, подключенных к сети.

Этикетки со штрих-кодом для книг и читательские карточки со штрих-кодом изготавливаются в библиотеке. В 1997 году было приобретено оборудование для изготовления пластиковых карточек с фотографией и штрих-кодом; карточка выдается при записи в библиотеку. Кроме того, ЦНБ получила возможность предоставлять дополнительные платные услуги по изготовлению визиток, беджей и пр.

Особое значение в условиях новых технологий приобретает информационное обслуживание пользователей. В 1996 году по соглашению между Университетом и Советом по международным исследованиям и обменам (IREX) в ЦНБ был открыт первый в Украине среди библиотек вузов Центр открытого доступа к Интернет. Появилась возможность выставить электронный каталог для широкого круга пользователей в Интернет и Интранет через WEB-страницы ХНУ и ЦНБ; интерфейс доступа к каталогу аналогичен пользовательскому интерфейсу в зале каталогов библиотеки. Использование Z-серверной технологии (поддерживающей формат Z39.50) позволяет сделать доступ через Z-шлюзы к электронному каталогу любой библиотеки Украины, России, других стран Европы и мира, используя единый интерфейс. Подключение нашей библиотеки к Z-шлюзу RUSLAN (пока в экспериментальном порядке) сделало доступ к нашему электронному каталогу наиболее удобным.

Использование Z-серверной технологии дает возможность на новом уровне подойти к вопросу объединения, совместного создания и использования электронных ресурсов различных библиотек. В 1998 году наша библиотека вместе с библиотеками Национальной фармацевтической академии и Украинской инженерно-педагогической академии выиграли грант Международного фонда Возрождение” и Института Открытого Общества на создание сводного электронного каталога библиотек вузов Харькова — пользователей системы Liber-media. За время реализации проекта мы столкнулись с немалыми проблемами, связанными с отсутствием унаших коллег выхода в Интернет, с проблемами импорта-экспорта документов. И именно использование Z-серверного подхода представляется сейчас наиболее приемлемым при объединении информационных ресурсов библиотек.

Одним из важнейших аспектов инновационной деятельности библиотеки является предоставление Интернет-услуг пользователям.

Изначально Центр открытого доступа к Интернет предоставлял 4 рабочих места, сейчас — это 10 рабочих мест, более 3 тыс. пользователей ежегодно. Центр предоставляет услуги по обучению пользователей Windows, MS Offis, Internet, E-mail; оказываются услуги электронной почты (открываются почтовые ящики), выполняются по заказу пользователей офисные работы (сканирование, набор и распечатка текстов любой сложности, верстка и макетирование и пр.). Важный аспект деятельности Центра предоставление возможности пользования полнотекстовыми базами данных научных журналов (за 5-10 лет) издательств EBSCO и Springer в on-line режиме и на CD ROM.

В библиотеке накоплено пока еще небольшое собрание CD ROM дисков. Однако мы уже имеем опыт обслуживания ими пользователей.

Было использовано несколько подходов при решении этой задачи, вплоть до выдачи дисков пользователям домой. Сейчас мы остановилились на наиболее разумном и удобном для пользователя варианте, когда наиболее ценные, наиболее новые, наиболее популярные CD ROM диски в виде копий располагаются на сервере Интернет Центра. Воспользоваться ими могут все пользователи библиотеки, и, как обычно, по заказу может быть предоставлен для ознакомления любой диск из фонда библиотеки. Кроме того мы накапливаем для наших пользователей наиболее интересную информацию о наиболее полезном программном обеспечении, которое можно найти на CD ROM дисках в фонде библиотеки.

Это далеко неполный перечень проблем и в то же время возможностей, которые сегодня решают библиотекари для улучшения обслуживания пользователей в условиях новых технологий.