Использование Интернет-ресурсов в образовательных целях
(на основе анализа зарубежного опыта)

Using Internet Resources for Education (Foreign Experience Analysis)

Використання Інтернет-ресурсів в освітніх цілях
(на основі аналізу закордонного досвіду)

Иванова Е.В.

Газета “Библиотека в школе”, Нижний Новгород, Россия

Elena V. Ivanova

“Biblioteka v Shkole” Newspaper, Nizhny Novgorod, Russia

О.В. Іванова

Газета “Библиотека в школе”, Нижній Новгород, Росія

В основу доклада положено изучение зарубежной практики работы с ресурсами Интернет в школе. Рассматривается возможность использования данного опыта в российской педагогической среде. Обращается внимание на необходимость активного взаимодействия педагогов, библиотекарей и школьников при освоении Интернет-ресурсов.

The report is based on the study of foreign school practices used while working with Internet resources. A possibility of using foreign experience in Russia is analyzed. It is noted that mastering of Internet resources urges teachers, librarians, and students to establish close cooperation.

В основу доповіді покладено вивчення закордонної практики роботи з ресурсами Інтернет у школі. Розглядається можливість використання даного досвіду в російському педагогічному середовищі. Звертається увага на необхідність активної взаємодії педагогів, бібліотекарів і школярів при освоєнні Інтернет-ресурсів.

Сколько не говори “халва” — во рту слаще не станет. Дайте попробовать — и вкус этот никогда не забудется. Любая новая технология эффективна лишь тогда, когда она носит прикладной характер. Необходимо практическое преломление и реализация теоретических выкладок и положений. Лишь в этом случае предлагаемая идея становится “своей”, понятной и принимаемой, прочувствованной. И научные выкладки в этом случае — не отвлеченное теоретизирование, за которым не видится профессиональная деятельность и ее модернизация, а поэтапные шаги реализации данного проекта, план конкретной работы.

Все написанное выше сводится к следующему. Восторги и отношение к Интернет как к “чуду заморскому” должны смениться серьезной работой и практическими шагами по использованию полезных ресурсов Сети. Использованию в образовательных целях и это — важно. За ахами и охами, за диаметрально противоположными точками зрения — от преклонения до полного неприятия — можно опять упустить время, разговорами надолго заслонить возможность конкретного полезного дела.

Давайте посмотрим, как зарубежные коллеги используют образовательные ресурсы Сети и, проанализировав, найдем приемлемые для наших условий варианты.

Для этого мы рассмотрим материал д-ра Sheila Offman Gersh (City College New York), посвященный использованию Интернет в создании Web-основы уроков.

Д-р Gersh дает характеристику Сети и перечисляет мотивы использования ее школьниками. Конечно, это получение информации по многим темам, постоянное обновление предоставляемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, городам, зарубежным странам. Кроме того, очень привлекает школьников перспектива участия в глобальных детских сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками.

Все сказанное — замечательно. Но как можно использовать Интернет в образовательных целях: при организации уроков, для повышения мотивации школьников к обучению, для профессионального развития педагогов?

В первую очередь определим выгоду использования ресурсов Интернет в школах:

  1. Доступ ко всем ресурсам (как к инструменту для создания уроков).
  2. Доступ к исследованию ресурсов (для достижения образовательных целей).
  3. Регулярный характер содействия обучению.
  4. Совершенствование общения и интеллектуального обмена.
  5. Обеспечение существующим мировым оытом и навыками.
  6. Интернет — как забавное, увлекательное обучение (игровой элемент).

Что определяет необходимость образовательных Интернет-ресурсов?

  1. Доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках.
  2. Сотрудничество с людьми всего мира. Обмен профессиональной информацией с коллегами или специалистами экспертами в других странах.

Что предлагает Интернет в помощь образовательной деятельности?

  1. Уроки в режиме on-line.
  2. Ресурсы для учителей.
  3. Ресурсы для школьников.
  4. Проекты online.
  5. WebQuests.

Рассмотрим позитивные характеристики использования Сети в учебном процессе.

Значимость (ценность) Интернет-уроков для школьников.

  1. Обучение и работа в классе в командах. Сотрудничество помогает в решении проблем.
  2. Работа в школьных группах вне класса.
  3. Формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта).
  4. Возрастание информационной грамотности учащихся.

Значимость (ценность) Интернет-ресурсов для учителей:

  1. Знакомство с профессиональной информацией.
  2. Использование планов уроков, online курсов, Web-сайтов.
  3. Обмен информацией с коллегами и специалистами-эксперами из других стран.
  4. Объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.

Все вышесказанное должно убедить в правильности. своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет в педагогической деятельности для достижения более ярких, значимых результатов в обучении школьников.

Знакомясь с зарубежным опытом, слушая выступление д-ра Gersh и анализируя его, возникали идеи для наших школ. Рассмотрим возможные шаги по использованию информационного поля — Сети — на поле российском.

Ресурсы Сети для совершенствования работы педагогов.

Основа для создания урока с привлечением Интернет-ресурсов:

1. Использование текущих уроков педагогов. Традиционные планы своих уроков учителя применяют много лет. Надо воспользоваться возможностью обновления их содержания материалами из Интернет.

2. Персональные и коллективные урочные планы. Интегрированные уроки, авторские разработки, инновационные идеи только выиграют в наполнении и наберут силу и скорость для достижения конечной идеи, пополняя свое содержание образовательными ресурсами Интернет.

3. Изучение опыта и адаптация имеющихся в Сети планов Интернет-уроков других учителей для собственного использования.

Безусловно, достижение максимально эффективного сочетания имеющегося информационного педагогического ядра и образовательных Интернет-ресурсов требует большой подготовительной работы. В первую очередь, это поиск и оценка качества предоставляемой информации в Сети. Кроме того, очень важен так называемый человеческий фактор, а попросту — желание педагога усовершенствовать свою профессиональную деятельность.

Оценив то, что мы имеем, двигаемся дальше.

Приступая к планированию уроков с привлечением Интернет-ресурсов, педагогу необходимо:

1. Исследовать сайты по интересующей тематике.

2. Предусмотреть возможность сотрудничества, совместной деятельности с другими классами и учителями-предметниками.

3. Целесообразно ориентироваться на публикацию собственных материалов в Интернете.

4. Организовать структуру обучающей деятельности таким образом, чтобы школьникам требовалось использование Интернет.

Педагогу необходимо подготовить школьников к новой деятельности с использованием Интернет-ресурсов. Для этого следует:

1. Представить ученикам весомые доводы использования Интернет для учебы.

2. Продемонстрировать школьникам технологию поэтапного ознакомления и применения Интернет-ресурсов (поиск, сбор, анализ информации).

Каковы могут быть общие рекомендации педагогам, решившим использовать Интернет-ресурсы?

1. Определить четкий перечень работ, которые будут делать ученики.

2. Использовать традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как Интернет-материалы.

3.Использовать печатные материалы и поисковые инструменты online .

4. Посмотреть некоторые уроки для примера, изучить имеющийся опыт.

Примерная схема:

1. Педагог планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Необходимо выбрать курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.

2. Учителю необходимо предварительно найти самые лучшие ресурсы и составить для детей список Webов, с которыми им надо познакомиться, выполняя задание учителя.

На этом этапе работы очень уместным видится совместная деятельность педагога и библиотекаря. Эффективная помощь последнего облегчит подготовку учителя. Кроме того, в ходе такой деятельности возможно создание библиотекарями справочного портала с Web-адресами по темам, предметам, специфическим задачам, выполняемыми даннной школой. Итоговым продуктом деятельности библиотекарей при изучении, использовании и систематизации Интернет-ресурсов может быть создание Webлиографии. (Данный термин взят из статьи Dr. Lesley Farmer “Information literacy: a whole school reform approach”).

Предметная специфика Webлиографии окажет значительную помощь учителям и ученикам в достижении поставленных образовательных задач.

Возможно построение урока (или даже блока занятий) на основе одного сайта, если его информационное поле достаточно для этого. Целесообразно это и в том случае, когда подготовка учащихся недостаточна для расширенного поиска.

3. Учитель, объяснив определенную тему, дает задание школьникам. Для его выполнения детям необходимо обратиться к учительскому списку Webов, познакомиться с Интернет-ресурсами. Предварительно учителю необходимо определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп ( возможна и индивидуальная работа ученика). Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом зтапе видится помощь педагога ученику в оценке информации.

Кроме поиска информации по заданию учителя, можно предложить и другой вид работы с ресурсами Сети, более сложный. Давая список Web-сайтов, которые надо посетить, педагог просит познакомиться с представленной там информацией и дать оценку сайтам. Ответить на вопрос: какие ресурсы из представленных к изучению самые лучшие? Этот вид задания требует не просто нахождения информации, но и принятия решения, высказывания своего мнения и его обоснования. Сфера деятельности учащихся в этом случае должна быть следующей:

а) Оценить Web-сайт, постараться определить качество и правдоподобность инфрмации.

б) Использовать справочные издания.

в) Сравнить одни и те же темы по различным источникам.

г) Применить различную исследовательскую стратегию, систему поиска информации в соответствии со стоящими задачами.

д) Систематизация работы, написание исследовательского заключения.

е) Корректная ссылка на использованные источники.

4. Школьники должны публично представить выполненные задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объем и форму рассказа педагог определит индивидуально.

5. Видится очень важным отслеживание результатов эффективности обучения с привлечением Интернет-ресурсов, мониторинг такой образовательной работы.

Помимо занятий в классе, ученики могут вести поиск дополнительной информации по предметам самостоятельно. Также, школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяться с другими классами, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернете. При этом регулярное взаимодействие с педагогом обеспечит успешность данной работы.

Важным аспектом при использовании Интернет-ресурсов видится создание фильтров, ограждающих детей от ненужной информации в Сети. Администрация школы, учителя, школьные библиотекари должны определить те данные, которые необходимо заблокировать или отфильтровать. При создании такого механизма будет существенно экономиться время, облегчится работа детей в Сети, будет соблюдаться безопасность учащихся.

Обучение с помощью Интернета неизбежно приводит не только детей, но и педагогов к выходу за рамки урока и предмета

Каковы основные направления этого расширения?

1. Модернизация и расширение возможностей имеющейся техники.

2. Пересмотр педагогами предметных ограничений планов Интернет-уроков, уровня специализации курсов.

3. Вместе со школьниками — работа по созданию Web-сайта.

4. Использование в работе со школьниками аудио-, видеоконференций.

5. Создание телеполей путешествий для того, чтобы перемещаться между основными понятиями предмета, а также вне его рамок ( межпредметные связи).

Последнее положение видится очень важным. В педагогической среде давно ведутся разговоры о необходимости обучения не отдельным курсам, а погружения в знание как в единую систему формирования мировоззрения человека. Важно единство знания, а не обособленность наук и учебных предметов.

По результатам первого опыта проведения Интернет-уроков потребуется осмысление этой деятельности с целью ее модернизации и дальнейшего развития. Основными вопросами для оценивания работы могут быть следующие:

1. Имея возможность находить информацию в Интернете, могут ли школьники получить те же данные другими путями? (целесообразность и необходимость использования Сети)

2. Увеличивают ли они свои технологические навыки? (информационная грамотность)

3. Возрастает ли с использованием Интернета способность учащихся отделять хорошую информацию от плохой? (оценка информации)

4. Есть ли созидательность? Насколько эффективна и глубока исследовательская работа школьников? (создание авторского информационного продукта)

Грамотный мониторинг поможет перевести обучение с использованием Интернет-ресурсов из разряда эксперимента в область повседневной педагогической деятельности.

Помимо активного использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности, информационное многообразие Сети может служить полем для реализации общешкольных Интернет-проектов.

Интернет-проекты.

Типы Интернет-проектов:

1. Международный обмен.

2. Информационные встречи и акции.

3. Сотрудничество для решения проблем.

Теперь о каждом типе проекта — чуть подробнее.

Международный обмен.

1. Друзья по online переписке.

2. Электронные консультации и выступления экспертов.

Информационные встречи и акции.

1. Обмен данными между участниками проекта.

2. Электронные публикации.

3. Создание баз данных.

4. Совместные исследования.

Сотрудничество для решения проблем.

1. Информационный поиск.

2. Написание совместных проектов.

3. Соревнования и школьные Интернет-состязания.

4. Объединенный анализ данных и исследований для достижения определенных выводов и результатов.

Некоторые рекомендации д-ра Gersh тем, кто решил заняться каким-либо проектом.

Стоит ответить на основные вопросы:

1. Когда начать проект? Какова его продолжительность? Сроки?

2. Достаточно ли времени для работы по проекту?

3. Имеются ли необходимые инструменты для участия в проекте?

4. Достаточно подготовлены школьники для участия в проекте?

Создание ваших собственных проектов. 7 шагов.

1. Подумать о своих педагогических целях и чему вы хотите научить школьников.

2. Выбрать, каким видом проекта вы будете заниматься:

3. Выбрать тему и содержание проекта.

4. Составить план вашего проекта со специфическими, особыми целями, задачами, результатами.

5. Установить точные даты начала и конца проекта, крайние сроки заявлений для участия в проекте.

6. Обратить особое внимание на название проекта. Это важно.

7. Позволить проекту развиваться намеченным вами курсом. Когда он будет выполнен, разделите радость совместных достижений со всеми участниками.

Ни в коей мере не претендуя на полное авторство всего представленного материала, я все же хочу заметить, что предлагаемые шаги по применению Интернет-ресурсов в обучении школьников реальны и достижимы и в наших, российских условиях. Конечно, все это хлопотно, неизбежны ошибки (потому что опыты — первые.) Не каждый, даже самый прогрессивный директор готов к таким переменам в своей школе (шишек и синяков предполагается значительно больше, чем орденов и медалей на грудь!) И тем не менее... Напряженно вглядываясь в “светлое далеко”, мы не замечаем того, что уже находится под рукой. Интернет как инструмент для реформирования и модернизации школьного образования готов к употреблению и использованию.

Литература

http://www.rhsweb.org/intro; http://www.schoollink.org/twin.